Елизавета Батори (1560–1614) – венгерская графиня, своими злодеяниями превзошедшая самого Жиля де Рэ – Синюю Бороду. Молодых девушек убивала. И купалась в их крови.
Она красива была – высокая, стройная, белокожая. Густые темные волосы, огромные черные глаза. Происходила из старинного и знатного рода Батори. Ее дед правил Трансильванией (княжество на границе Венгрии и Румынии), а дядя стал королем Польши (Стефан Баторий, 1533–1586). В дальних родственниках у нее числился небезызвестный Дракула.
В эпоху, когда жила наша «героиня», Венгрия в союзе с Австрией вела ожесточенные войны с Османской империей (нынешняя Турция), пытавшейся завоевать эти страны. За одного из венгерских полководцев графа Ференца Надажди ее выдали замуж. В 11 лет обручили, в 15 – сыграли свадьбу. Графиней Надажди она стала. Но во всех документах Елизавету называют по девичьей фамилии – Батори. Так и мы будем ее именовать.
Муж подарил ей в качестве свадебного подарка Чахтицкий замок, находившийся в Словакии (тогда она входила в состав Венгерского королевства). В этом замке супруги и поселились.
Графиня рожала детей – трех дочерей и двух сыновей подарила Ференцу. Управляла хозяйством. Очень строга была с прислугой. За малейшую провинность наказывала: таскала служанок за волосы, секла плетью.
Однажды ее муж, прогуливаясь в саду, обнаружил обнаженную девушку, привязанную к дереву. Ее тело было облеплено мухами и муравьями.
– Кто это? – спросил он супругу.
– Груши таскала, – беспечно ответила Елизавета. – Я приказала обмазать ее медом, чтобы хорошенько проучить.
Ференц только плечами пожал: ты хозяйка, тебе виднее.
Он и сам не отличался мягкосердечием. Во время войны приказывал убивать всех пленных. Причем казнь избирал медленную, чтобы человек помучился. Головы казненных его воины привязывали к своим коням. Турки прозвали Ференца Надажди «Черным беем» («Черным витязем»).
С годами графиня становилась все более жестокой. Если служанку подозревали в краже денег, ей в руку клали раскаленную монету. За плохо выглаженное платье в лицо нерадивой летел горячий утюг. При этом Елизавета наказывала исключительно молодых женщин, среди мужской прислуги провинившихся почему-то не оказывалось.
В 1604 году Ференц умер и графиня стала полной хозяйкой в доставшихся ей владениях. Видимо, тогда она и начала убивать…
Тех, на кого гневалась, теперь не плеткой стегали, тяжелой дубинкой насмерть забивали. Раздетых девушек зимой выгоняли на мороз и, облив водой, оставляли умирать. А вскоре началось самое страшное…
Рассказывают, что однажды графиня мчалась на коне по дороге и обдала грязью какую-то безобразную старуху.
– Спеши, спеши, красавица, – крикнула та вслед. – Скоро будешь такой же как я.
Елизавета ужаснулась: неужели и она состарится? Не будет больше красивой! (Несмотря на возраст, она сохранила привлекательность; выглядела намного моложе своих лет. Этой особенностью отличались многие женщины из ее рода).
Приехав в замок, Батори с испугом вгляделась в зеркало. Да, вот они морщинки: у глаз, в углу рта… И складки у подбородка. Как та старуха станет!
Графиня часами сидела в ваннах из отваров целебных трав, которые готовили для нее знахарки, умащивала лицо специальными мазями. Ничего не помогало: не исчезали признаки старения. В гневе она ударила прислуживавшую ей молоденькую служанку. Брызнула кровь… Несколько капель попало на лицо Елизаветы. Провела рукой, стирая их, и взглянула в зеркало – все убрала? И вдруг ей показалось, что кожа на лице стала упругой, а морщины разгладились!
Вот он, эликсир! Кровь невинных девушек. Омыть в ней лицо и тело – молодость вернется. Красивой останется.
Множество служанок вдруг потребовалось госпоже Батори. Во всех окрестных селениях их набирали ее подручные. Обещали легкую работу, теплый кров. Не в земле возиться – графине прислуживать. Не всех отбирали, только самых юных. Крестьянские девушки с радостью отправлялись в Чахтицкий замок. И навеки исчезали…
Время от времени в замок приглашали приходских священников отслужить заупокойную службу сразу по нескольким умершим.
– Эпидемия у нас, – объясняли им.
Странная «эпидемия», при которой умирают только молодые девушки. И тела у всех израненные.
Сомнения священники оставляли при себе. Не им бороться с всесильной графиней Батори.
Каждую неделю здесь убивали девушек. Приближенные Елизаветы отводили их в подземелье и там избивали до полусмерти. Когда жертвы уже не могли сопротивляться, им перерезали вены… Кровью наполняли ванну, в которую опускалась графиня. (Существует легенда, что Батори использовала «железную деву», железный цилиндр, изнутри усеянный шипами. Девушку заталкивали внутрь цилиндра, шипы врезались в ее тело, и кровь стекала прямо в ванну).
О тех, чьи жизни забирает, Елизавета Батори не думала. Крепостные крестьянки для нее вообще не были людьми. Говорящий скот.
Через какое-то время она поняла, что ванны не помогают. Морщины не исчезали. Одна из знахарок подсказала: нужна благородная кровь. В замок стали заманивать девушек из обедневших дворянских семей. Все они погибли.
Слухи о происходящем во владениях графини, наконец, дошли до властей. По приказу короля Венгрии Матьяша II туда был направлен его приближенный граф Дьердь Турзо. 29 декабря 1610 года он ворвался в Чахтицкий замок с отрядом солдат и застал графиню и ее прислужниц рядом с телом обескровленной девушки. В соседней комнате они нашли двух связанных служанок, ожидавших своей участи.
По некоторым сведениям, в покоях графини обнаружили дневник, в который она заносила имена жертв с их краткими характеристиками: «Она была маленькая», «У нее были черные волосы». В списке значилось 610 человек.
В январе 1611 года состоялся суд над подручными Елизаветы Батори. На допросе слуга по прозвищу Фицко рассказал, что по приказу графини он убил тридцать семь девушек. Помогали ему прислужницы владелицы замка.
Суд приговорил Фицко и служанок Дороту, Илону и Катарину, тоже участвовавших в убийствах, к смертной казни. Женщин сожгли заживо, предварительно вырвав им пальцы на руках. Фицко почему-то пожалели: прежде чем кинуть в костер, отрубили голову.
А графиню Батори судить не стали, дабы не бросать тень на влиятельных родственников. До конца жизни ее продержали в заточении в собственном замке. Окна и двери в покои Елизаветы заложили кирпичами, оставив лишь небольшое отверстие, через которое передавали пищу. Спустя три года, в августе 1614 года, Елизавета Батори скончалась.
Через сто лет ученый Ласло Туроши наткнулся в архиве на материалы суда над ее слугами и опубликовал их в своей книге. Так мир узнал о «кровавой графине».
А в наше время графиню Батори занесли в книгу рекордов Гиннеса, как самого массового серийного убийцу. Убийства сочли рекордом.
Следите за нашими публикациями. Следующую историю о великом «злодее» мы расскажем в последний день следующего месяца – 31 мая. А пока можете почитать другие публикации нашего канала. Тоже интересно.