В середине ХIХ века на смену парусам пришли дымящие железные трубы. Флот стал паровым, железным, и, конечно, потребовались специалисты трюмного и кочегарного дела. Именно тогда на Балтийском флоте открылась первая школа кочегаров, однако позже это учебное заведение было преобразовано в Машинную школу Балтийского флота. Она представляла собой целый комплекс зданий - с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими.
В этом материале мы посмотрим, как выглядит эта школа сегодня.
Одно из помещений представляло собою - в подлинном виде - кочегарку большого военного корабля с действующей моделью котла. Здесь все было по-настоящему: пылали топки, гудели форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть. Так молодые новобранцы, получив необходимую теоретическую подготовку, овладевали своей профессией практически.
Затем следовало учебное плавание на военном корабле, после которого надо было сдать экзамены - как по теории, так и по практике. Тех, кто показывал хорошие результаты, распределяли на службу по боевым кораблям.
Машинная школа Балтийского флота продолжала готовить специалистов своего профиля и в советские годы. Это были замечательно подготовленные кадры. Великая Отечественная война богата примерами отличной службы моряков, обученных в стенах этой школы. Многие выдающиеся деятели нашего Военно-морского флота начали свой боевой путь именно отсюда.
После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум. Здесь, по желанию, могли учиться призванные на службу во флот молодые люди. Но они потом обязаны были в обязательном порядке отслужить три года и после службы считались специалистами запаса. В том классе, где была когда-то модель парового котла корабля, сделали бассейн. Там ученики Водолазной школы Балтийского флота овладевали специальностью.
С годами затихла жизнь бывшей Машинной школы. Новая техника сменила старые механизмы. Больше нет тут людей в морской форме и все агрегаты отданы во власть времени.