5. В браке химия важнее всего - Мари Анн Поль и Антуан Лавуазье
Когда они поженились, ей еще не было 14 лет, ему было 28 лет. Брак с парижским адвокатом и ученым спас Марию-Анну от ухаживания у графа д'Амервала, который был в три раза старше. Быстро выяснилось, что наспех налаженные отношения стали одним из самых необычных брачно-научных тандемов.
В 1772 году, через несколько месяцев после свадьбы, Антуан начал исследовать поведение 220 материалов под воздействием нагрева в своей лаборатории. В то время существовала теория, предполагающая существование твердых тел в так называемых Флогистон - вещество, поддерживающее горение. Лавуазье чувствовал, что точка зрения была неправильной, и что сжигание тел стало возможным благодаря фактору, содержащемуся в воздухе, который соединяется с веществом, подверженным высокой температуре. Однако ему не хватало подтверждения в виде результатов исследований других ученых. На помощь пришла молодая жена. Мари-Анна прекрасно знала английский, и именно благодаря ее переводам Лавуазье смог убедиться в своих предположениях и опровергнуть теорию флогистона, обнаружив кислород и сформулировав знаменитый закон сохранения массы. Так родилась современная химия.
Антуан инвестировал в образование своей жены, не только предоставляя учителей естествознания, но и отправляя уроки рисования художнику Жаку-Луи Давиду. Мари-Анна начала рисовать схемы экспериментов и оборудования, делала записи в лабораторных тетрадях и редактировала протоколы испытаний. Ее работы считаются прообразом современной научной мастерской. Лавуазье действовал вместе в течение 23 лет, вплоть до трагической смерти Антуана, которая была гильотинирована во время Французской революции. Причиной смертного приговора стала работа ученого предыдущего режима в качестве сборщика налогов.
Мари-Анне в то время было 37 лет. Она безуспешно пыталась спасти своего мужа. В последующие годы она занималась восстановлением лаборатории и записей Лавуазье, конфискованных революционным трибуналом. Она опубликовала его воспоминания и работы Антуана и его коллег, способствуя окончательному опровержению концепции пяти элементов, происходящих из древней Греции, которые должны были стать основными строительными блоками материи. Без ее приверженности и работы «революция Коперника» в химии XIX века была бы невозможна.
Через 10 лет после трагических событий Мари-Анна решила принять предложение о браке другого человека. Он был - и как иначе - также ученым, изобретателем и исследователем явлений в области термодинамики Бенджамина Томпсона. Однако она сохранила имя Лавуазье, подчеркивая тем самым бессмертную любовь к своему первому мужу.
6. Тела должны привлекать. Умы тоже - Эмили дю Шатле и Франсуа-Мари Арке-Вольтер
Их называют самыми умными любовниками в истории. В течение двенадцатилетнего романа они сделали больше для европейской науки, чем все современные академии вместе взятые.
Они стали любовниками в 1733 году. В то время ей было 27 лет, ее муж и трое детей. Он, развратник на 12 лет старше, скрывался от полиции после скандальных «Философских писем», в которых он стигматизировал отсталость французской науки, политики и монархии. Эмили пришла ему на помощь, предложив приют в одном из поместий ее мужа - Сири-сюр-Блаз на севере Франции. Вскоре стало очевидным, что жена маркиза дю Шатле и «враг № 1» были связаны не только эротической страстью, но и страстью к новым физическим принципам, сформулированным самим Исааком Ньютоном. Эмилия с детства искала компанию умных и образованных мужчин, к несчастью своего отца, главы протокола при дворе Людовика XIV. Особенно те, кто был готов подвергать сомнению картезианскую физику более века. Научный прорыв, происходящий на другой стороне Ла-Манша, был проигнорирован во Франции. Теории Ньютона, утверждающие, что те же законы управляют движением объектов на Земле, что и планеты и звезды, тела могут не только отталкивать, но и притягивать, а свет состоит из частиц - в консервативной Франции их воспринимали как научную и философскую ересь.
И Вольтер, и Эмили хотели это изменить. Вместе они отремонтировали Cireysur-Blase, превратив заброшенную собственность в один из крупнейших научных центров Европы. Сама библиотека, собранная в имении, насчитывала более 20 000 томов - столько же, сколько в Парижской академии наук. Влюбленные заказали для него не только телескопы, но и множество всевозможных устройств, с помощью которых они хотели подтвердить достоверность тезисов, содержащихся в «Ньютоновских« Математических принципах естественной философии ». В течение следующих пяти лет Эмили и Вольтер делили время между «ars amandi» и изучением запутанных ньютоновских аргументов. В 1738 году они опубликовали работу английского исследователя в популярной версии «Элементы философии Ньютона». Эта работа считается одной из самых влиятельных просветительских публикаций. "Она продиктовала
который быстро понял, что с точки зрения понимания принципов математики его любовник побеждает его.
Эмилия дала книгу успеха, которая начала работать над переводом полной версии Правил. Она нашла в своих многочисленных математических ошибках и несоответствиях, которые она пыталась объяснить на регулярной основе. Первый сформулировал гипотезу о наклоне оси Земли и существовании инфракрасного излучения, которую Ньютон пропустил. Вольтер, блестящий философ, но обычный математик, мог только поддержать ее на этом этапе. Они расстались в 1746 году, оставаясь друзьями. После смерти Эмили Вольтер писал: «Я потерял половину своей души». Последней данью ее хозяйке была публикация работы, которую она перевела.