Найти тему
Алана Лиханова

От этики заботы к психологии заботы: воссоединение этики заботы с современной моральной психологией. Часть №1

Моральная психология когда-то рассматривала этику заботы как многообещающую теорию. Однако есть основания предполагать, что в настоящее время моральная психология полностью игнорирует этику различных прозрений заботы. Более того, Основные понятия этики заботы – сострадание, зависимость и важность ранних отношений для нравственного развития– больше не считаются релевантными для развития новых теорий в этой области. В этой статье я сначала рассмотрю некоторые причины, которые в последние годы способствовали маргинализации роли этики заботы в моральной психологии. Далее я покажу, что наиболее многообещающая идея этики заботы сосредоточена на заботе о младенце и важности этой заботы для развития нравственного мышления. В этом контексте я буду описывать последствия теорий привязанности Джона Боулби, исследования младенцев, открытия в области моральной психологии и неврологии. Я утверждаю, что этика заботы должна быть радикально переосмыслена и заменена психологией заботы, подходом привязанности к моральному суждению, который установил бы центральную роль воспитателя в моральном развитии. Обсуждаются также философские следствия такого подхода к пониманию споров “рационалистов” и “интуиционистов” об истинной природе морального суждения.Этика ухода находится в загадочной ситуации. Она умирает как моральная психология, но процветает как этическая теория. Она очень влиятельна в таких дисциплинах, как философия (Slote, 2006), Сестринское дело (Bowden, 1995), социальная работа (Bolmsjö et al., 2006), и образование (Noddings, 1984). И все же ни одна из его основных идей не оказывает влияния на современную моральную психологию. Учитывая, что этика заботы, сформированная психологом Кэрол Гиллиган, первоначально была разработана как субдисциплина моральной психологии, ее отсутствие влияния в этой конкретной области требует дальнейшего исследования.Этика заботы хорошо известна как нормативная этическая теория – теория о том, что делает действия правильными или неправильными (Allmark, 1995). Она занимает видное место в ряду нормативных этических теорий, выдвинутых феминистками во второй половине XX века. Ему удалось создать значительную альтернативу кантовской моральной философии, утилитаризму и теории добродетели (Slote, 2006). Делая акцент на том, каким образом работа и практика заботы берет свое начало в частной сфере, она отличается от воспитания характера человека добродетели или осуществления человеком разума универсальной рациональности в общественной сфере (Held, 2006).Можно предположить, что теория будет в основном использоваться в той области, в которой она решает концептуальную или эмпирическую проблему, которой занимается данная конкретная дисциплина. (Лаудан, 1977). В настоящее время этика ухода считается ключевым понятием в этических дебатах, связанных с рутинной работой в социальной сфере и уходом за больными – распределением ресурсов, предпочтением, отдаваемым определенным группам населения или пациентам, а также способом лечения пациента или любого другого нуждающегося человека. Эта конкретная перспектива привела к развитию важных представлений о моральных ценностях, связанных с практикой ухода, применяемой к семейным отношениям, отношениям между друзьями и индивидуальной заботе.Этика заботы дала миру образ мышления, который пролил Новый свет на эти проблемы и обеспечил возможные решения. В результате сегодня термины "забота", "уход за больными",” социальная работа “и” этика ухода " неразрывно связаны между собой.При принятии моральных решений по рутинным вопросам, связанным с уходом, этика ухода учитывает соображения, которые традиционные моральные теории не признавали законными. Она отличается от традиционной кантовской формулировки, согласно которой политика благосостояния должна строиться в соответствии с универсальными законами справедливости, а также от идеи о том, что холодная рациональность важнее эмоций при решении моральной дилеммы.Однако влияние этики заботы на современную моральную психологию ничтожно мало. Его уменьшившийся современный статус резко контрастирует с многообещающим началом, сделанным в 1980-х годах, когда этика ухода была первой теорией, бросившей вызов моральной психологии Лоуренса Кольберга, которая доминировала в этой области в течение многих лет. Книга Гиллигана (1982) "в другом голосе" была широко прочитана и является одной из самых влиятельных работ в феминистском дискурсе. Она была одобрена историками-феминистками и философами, некоторые из которых, по-видимому, пытались интегрировать ее выводы и предложения в свою собственную науку (Kerber, 1986). Но этика заботы мало повлияла на современную моральную психологию и в настоящее время почти не обсуждается и не упоминается в рамках этой дисциплины. К ключевым теориям современной моральной психологии относятся: универсальная моральная грамматика (Хаузер, 2006; Михаил, 2007); теория морального фундамента (Хайдт, 2007; Грэм и Хайдт, 2010); теория регуляции отношений (Рай и Фиске, 2011); Характерный взгляд на мораль – как мы склонны судить не о конкретных действиях, а скорее о тех агентах, которые их совершают (Alicke, 2000; Pizarro and Tannenbaum, 2012). Наконец, существует теория, предполагающая, что моральные суждения обусловлены двумя основными факторами—аффективными реакциями и когнитивными процессами (Nichols, 2002; Greene, 2007). Ни одна из этих теорий не ставит ключевые понятия этики заботы-сострадание, заботу, отношения и зависимость – в центр своего морального мышления. Они также не ссылаются на этику заботы как на источник влияния. Даже теории, которые много говорят о том, что эмоции занимают центральное место в моральном суждении, не видят в этике заботы возможного источника вдохновения и не ссылаются на него (Николс, 2002).Как школа мысли этика заботы не является участником существенного и увлекательного дискурса о природе морали, которым занимаются некоторые психологи и философы. Кроме того, Кэрол Гиллиган, ведущие фигуры, отождествляемые с этикой заботы, заимствованы из областей образования, философии и политологии, а не психологии. То, что когда-то считалось едва ли не единственной альтернативой теории Кольберга, не упоминается в важных первичных книгах по морали, таких как справочник по моральной психологии (2010); Моральная психология : исторические и современные чтения (2010); или моральная психология : современное введение. То же самое можно сказать и о статье “моральная психология” в Энциклопедии философии, изданной Стэнфордским университетом. В целом этика заботы была вытеснена в важную, но ограниченную нишу феминистской этики.Действительно, этика заботы и феминистская этика часто рассматриваются как синонимы. По данным APA PsycNet, за 20 лет с 1992 по 2012 год было опубликовано 45 статей, в которых этика ухода была центральной темой и появилась в названии статьи. Большинство исследований (51%) носили общетеоретический характер и только 31% касались вопросов, связанных с гендером. Из 45 статей по этике ухода только 17% были основаны на эмпирических исследованиях в области психологии.По мере того как эти альтернативные теории развивались в течение последних 15 лет, влияние этики заботы ослабевало. Однако явное безразличие современной моральной психологии к проблемам заботы, отношений и зависимости предполагает, что другие причины, помимо появления альтернативных теоретических моделей, возможно, были ответственны за ослабление влияния этики заботы в современной моральной психологии.В следующем разделе мы рассмотрим возможные причины неуместности этой теории для моральной психологии и сделаем ряд выводов, которые могут оказаться полезными для нашего нынешнего понимания этой дисциплины.

Продолжение в части №2

Этика
7343 интересуются