Найти тему
Слева наПраво

Госдума рассмотрит законопроект об освобождении граждан от подоходного налога

Интересный законопроект внесён 15 апреля в Государственную думу РФ. Он предусматривает установление порога уровня доходов, ниже которого суммы не будут облагаться НДФЛ.

Фото из открытых источников (https://unsplash.com)
Фото из открытых источников (https://unsplash.com)

В чём суть?

Законопроект №942980-7 о внесении изменений в статью 217 Налогового Кодекса предполагает освобождения от уплаты НДФЛ граждан, заработная плата которых не превышает двукратную сумму МРОТ, установленного в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

На сегодня МРОТ составляет 12 130 рублей. Таким образом, тот, кто получает не более 24 260 рублей в месяц, в случае одобрения законодательной инициативы, может быть освобождён от НДФЛ, который составляет 13% от полученного дохода. 

Зачем освобождать от налогов?

В пояснительной записке отмечено, что этот проект разработан в целях реализации Указа Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года, которым поставлена задача к 2024 году обеспечить рост реальных доходов граждан и снижения бедности в 2 раза.

Авторы законопроекта также приводят данные Росстата о том, что численность населения, получающая зарплаты в размере МРОТ и ниже, во втором квартале 2019 года составила 18,6 млн. человек или 12,7% от всего населения, в то время как во втором квартале 2018 года за чертой бедности проживало 12,5% населения, что говорит о том, что количество бедных в нашей стране растет, а не снижается. 

От себя добавим, что после событий 2020 года их количество только увеличится, что является большой и реальной проблемой для государства.

Авторы проекта считают, что фактически подобный подход частично предусматривает введение «прогрессивной»  шкалы налогообложения по НДФЛ в зависимости от доходов налогоплательщиков.

В отношении «плоской» шкалы налогообложения (когда одна и та же процентная ставка применяется независимо от уровня доходов), применяемой в настоящее время в России, ведется оживленная дискуссия о том, является ли она социально справедливой, рациональной и эффективной. 

Они приводят пример, что в период с 1992 года по 2000 год в нашей стране действовала прогрессивная шкала НДФЛ, ставки варьировались от 12 до 34%. В 2001 году, когда вводилась «плоская» шкала налогообложения, планировалось, что она приведет к значительному росту уровня собираемости налогов.

Однако, по мнению авторов законопроекта увеличение собираемости налога происходит в основном за счет менее обеспеченных граждан, что влечет за собой неуклонный рост разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения, а также ведет к росту социальной напряженности.

Указанное нововведение по мнению законотворцев позволит дать более существенный толчок экономическому росту за счёт увеличения покупательской способности населения, а также окажет реальную  поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелом материальном положения в результате последствий распространения коронавирусной инфекции. 

Оценка законодательной инициативы

На наш взгляд правильно высказано мнение о том, что поддержка граждан в условиях ухудшения ситуации с распространением COVID-19 без затрат федерального бюджета сейчас уже не обойдётся.

В обоснование с точки зрения финансово-экономической стороны отмечено, что точную сумму денежных средств, которая потребуется для компенсации выпадающих доходов, в настоящее время определить невозможно, так как отсутствуют точные данные о количестве граждан, чья заработная плата финансируется из федерального бюджета и бюджетов регионального и местного уровней, чей размер не превышает двух МРОТ. Более того, не всем регионам потребуется компенсация выпадающих доходов от НДФЛ из федерального бюджета.

Инициаторами закона приведён пример из зарубежной практике. Они указывают, что во многих странах НДФЛ имеет нулевую ставку, если доход гражданина составляет менее определенной суммы. В пример приведена Германия. НДФЛ в этой стране не взимается с граждан, чей годовой доход составляет менее 8 820 евро на человека или 735 евро в месяц. В пересчете на рубли по сегодняшнему курсу - 54 754 рубля в месяц. 

Мы считаем это одной из немногих законотворческих инициатив, которая реально направлена на поддержку граждан. 

Есть ли противники у законопроекта?

На законопроект №942980-7 дало заключение Правительство РФ. Оно отнеслось скептически к этому закону, указав, что существующая на сегодняшний день система обложения НДФЛ в размере 13 % и механизм предоставления налоговых вычетов, а также установление доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы. На этом основании Правительство РФ закон не поддерживает.

От себя добавим, что ссылка правительства на сбалансированный подход в данном вопросе не совсем обоснована.

Порядок и процедура получения вычета для обычных граждан на столько сложны, что абсолютное большинство даже не пытается получить эти вычеты. 

Что касается доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. Их список очень широк (статья 217 НК РФ), НО это такие специфические источники «дохода», что говорить о балансе не приходится. Например, к доходам, которые не облагаются НДФЛ относятся: суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, различные президентские гранты, субсидии из бюджета, пенсии, алименты и т.д.

Даже при беглом взгляде на этот список, становится понятно, что не облагаются НДФЛ очень специфические и «специальные» доходы граждан. Исключения эти применяются к очень небольшому кругу лиц. 

На данный момент законопроект находится в комитете Государственной Думы по бюджету и налогам. Будем следить за судьбой этого законопроекта.