Василий Максимович Максимов
(17 [29] января 1844 -18 ноября[1 декабря] 1911)
Один из крупнейших мастеров-жанристов второй половины XIX века - Василий Максимов родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии, в крестьянской семье.
Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми и рано стали учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. В шесть лет Василий пережил смерть отца, а в десять - смерть матери. Мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. Послушников, кроме пения, ничему не учили и Василий Максимов решается самовольно уйти из монастыря. Он едет в Петербург, где поступает в иконописную мастерскую, но живет большой мечтой — учиться в Академии художеств…
Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович был принят в Петербургскую Академию художеств в 1863 году.
«В Академии художеств Максимов шел одним из самых первых, в первом десятке. Профессора считали его кандидатом на все высшие отличия академического курса, на серебряные и золотые медали и, наконец, на самую большую награду: поездку в Европу на шесть лет для окончательного усовершенствования в искусстве, чтобы возвратиться достойным звания и деятельности профессора» - вспоминал позже И. Репин.
Очень скоро молодой художник был награждён малыми серебряными медалями за свои успехи в рисовании и живописи с натуры, а в 1865 году получил золотую медаль за картину "Больное дитя". Произведение стало своеобразной «отправной точкой», от которой ведется отсчет серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры - в родной деревне, практически на глазах художника умирает его 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько взволновала мастера, что он решил запечатлеть то, что врезалось в его сердце...
Пройдя весь академический курс за три года, и получив звание классного художника 3-й степени, Максимов отказался от конкурса на большую золотую медаль: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
Покинув Академию художеств осенью 1866 г. Максимов поселился в родной деревне. Он живет в избе, носит русскую рубаху и шаровары, брат-портной шьет ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Постигая жизнь русского крестьянства, художник создает замечательные произведения, в которых изображен деревенский быт. За выставленную в начале 1868 года в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а главное - ее купил П.М. Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними установились близкие дружеские отношения. В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечта о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени.
Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в 1874 г. в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, Максимов одним из первых прикоснулся к художественному познанию национальной жизни.
«Кремень “передвижничества”, самый несокрушимый камень его основания — Василий Максимович Максимов немыслим без России, неотделим от своего народа» - так писал о нем И.Е. Репин. «…Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину... — говорил Иван Николаевич, глубоко растроганный. — Удивительно, удивительно! Вот, жанристы, у кого учитесь...».
Николай Александрович Ярошенко, соратник Максимова по Товариществу передвижных художественных выставок, в 1878 году пишет его портрет – один из самых удачных и признанных. Портрет написан с большим интересом и желанием...