«Аэрофлот» стал первым в России эксплуатантом самолета Airbus A350. Новый тип воздушного судна позволит существенно расширить маршрутную сеть компании, которая на фоне пессимистических прогнозов развития отрасли обновляет авиапарк. Презентация нового лайнера состоялась в начале марта в аэропорту Шереметьево. А за неделю до этого наш специальный корреспондент АРТЕМ КАШИРИН побывал в Тулузе — на церемонии передачи первого Airbus A350 «Аэрофлоту». Старейший российский перевозчик устроил яркое шоу, поразив даже видавших виды французов: перед новым самолетом продефилировали прекрасные барышни в форме стюардесс разных эпох.
350-х уже больше 350
Российский национальный перевозчик стал тридцать третьей авиакомпанией мира, эксплуатирующей новейший «аэробус».
— Общее количество поставленных машин семейства A350 XWB превысило 350 единиц. В целом данная программа идет хорошо. Рассматривая долгосрочные планы по наращиванию выпуска, мы ставили задачу достичь в 2019 году темпа в 10 машин ежемесячно. В действительности получилось между девятью и десятью (за прошлый год выпущено 112, включая 87 A350–900 и 25 A350–1000). На будущее нас устраивает поддержание темпов производства этой модели на достигнутом уровне: 9–10 самолетов ежемесячно, — отметил руководитель Airbus Гийом Фори на пресс-конференции в Тулузе.
— Сегодня мы принимаем в наш парк самый современный дальнемагистральный самолет. «Аэрофлот» давно ждал этого пополнения. Возможности А350 позволяют нам предложить качественно иной уровень сервиса во всех классах обслуживания. Кроме того, А350 — это беспрецедентная топливная эффективность. Как вы знаете, наш авиапарк самый молодой среди крупнейших перевозчиков мира. С приходом этого самолета перед нами открываются перспективы развития новых дальних маршрутов и нового уровня комфорта для пассажиров. Дальнемагистральные перевозки — очень конкурентная среда, поэтому особенно важно, что мы приобретаем дополнительные преимущества на самых востребованных рынках, — прокомментировал приобретение генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
«Аэрофлот» разработал для новых Airbus A350 особый дизайн ливреи. Изображение российского триколора на киле стало крупнее, развевающийся флаг также украсил законцовки крыла. Нижняя часть фюзеляжа теперь окрашена в серебристый цвет (вместо темно-синего), на ней размещено название компании.
Что за птица?
Это самое современное семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров средней вместимости от 300 до 440 пассажиров (модели A350–900, A350–1000). A350 XWB на 25% экономичнее и имеют на четверть меньше расходов на кресло по сравнению с самолетами предыдущего поколения.
Свыше 70% конструкции выполнено из высокотехнологичных материалов, включая композиты (53%), а также титановые и алюминиевые сплавы нового поколения. Другой отличительной аэродинамической особенностью А350 XWB является адаптивное крыло, оно наилучшим образом подстраивается под конкретную фазу полета, уменьшая сопротивление и сокращая тем самым расход топлива.
Самолет оснащен двигателями нового поколения Rolls-Royce Trent XWB. Стоит отметить, что это самый тихий двухдвигательный широкофюзеляжный самолет в мире. Уровень внешнего шума на 21 дБ ниже требований ICAO, а уровень шума в салоне в четыре раза ниже, чем у конкурентов.
Воздух в салоне А350 XWB полностью замещается каждые две минуты, а 16,7 млн цветовых оттенков в освещении пассажирского салона создают интересную атмосферу, помогая пассажирам легче переносить смену дня и ночи на борту.
Не обошлось в создании A350XWB и без российских инженеров. Специалисты из инженерного центра ECAR в Москве принимали активное участие в его создании — они разрабатывали все проектные и прочностные расчеты по хвостовой секции фюзеляжа, грузовому полу, системные модули салона. Российская титановая корпорация «ВСМПО-Ависма» — основной поставщик титана для производства шасси и пилонов двигателей (доля титана в конструкции самолета составляет около 14%).
Производственная кухня
Всего «Аэрофлоту» планируется передать двадцать два Airbus A350, и на линии финальной сборки уже видно, как заканчивают собирать второй самолет для российского перевозчика. A350 XWB появляется на свет в Тулузе, куда привозят уже полностью готовые секции, произведенные на других заводах компании в Европе. На линии сборки А350 работают 2000 человек. А теперь рассмотрим основные стадии сборки Airbus A350XWB.
На первом этапе идут работы по подготовке трех секций фюзеляжа к окончательной сборке, а также установке крупногабаритных элементов салона. На втором — происходит стыковка трех секций фюзеляжа и установка носовых стоек шасси. Одновременно с этим внутри самолета идут работы по монтажу кухонных и туалетных блоков, а также комнат отдыха экипажа.
После того, как фюзеляж самолета собран, происходит первое подключение электропитания. На этом этапе также устанавливают консоли крыла, вертикальное и горизонтальное оперение, основные стойки шасси, пилоны двигателей. Параллельно с этим идет установка элементов интерьера салона (пол, отсеки для хранения ручной клади, потолочные и боковые панели).
Когда самолет собран, он проходит серию всесторонних технических проверок: тестирование электрической, гидравлической систем, навигационного оборудования, проверка элементов механизации крыла и топливных баков, работа шасси. Параллельно с этим продолжаются работы по оборудованию интерьера салона.
Затем самолет покидает сборочный цех для проведения серии внешних тестов на специальной площадке рядом с линией сборки — опрессовка гермокабины фюзеляжа, тесты на утечку топлива, проверка радиосвязи, калибровка, проверка пассажирских и грузовых дверей.
После того как самолет полностью протестирован, на нем завершаются работы по установке пассажирского салона, систем развлечения в полете, элементов кабины экипажа, а также производит подвеска двигателей.
Следующий этап — это покраска самолета, процесс занимает в среднем от 7 до 18 дней, в зависимости от сложности ливреи авиакомпании. При покраске Airbus использует краску с пониженным содержанием полиуретана и летучих органических соединений.
Финальным этапом являются тесты на проверку двигателей, после чего самолет совершает свой первый полет в Тулузе, а затем передается заказчику.
Что внутри?
Специальному корреспонденту журнала «Гражданская авиация» удалось побывать в пассажирском салоне. Там взгляд сразу падает на схему расположений кресел «бизнес-класса» 1–2–1, а выполнены они в стиле Suite — это значит, что каждое пространство становится приватным, достаточно лишь закрыть перегородку. Присутствует мультимедийная 21-дюймовая система Panasonic и возможность выхода в интернет. Всего таких кресел в самолете 28.
Кресла способны раскладываться в полноценную кровать (примерно 200 см); также есть электромеханическая шторка, небольшой гардероб, отсек для личных вещей, разъемы для подзарядки и пространство для обуви. Между классами «бизнес» и «комфорт» расположена барная стойка, где пассажиры могут попробовать различные напитки и закуски.
В классе «комфорт» 24 кресла конфигурации 2–4–2 с увеличенным шагом кресел до 96,5 см и отклонением спинки до 20,3 см с мониторами диагональю 13 дюймов, разъемами для подзарядки и лампами индивидуального освещения.
В «экономе» 264 кресла конфигурации 3–3–3 с углом отклонения спинки до 15,2 см, мониторами системы развлечений 12 дюймов и разъемами для подзарядки. На самолете установлены внешние камеры для просмотра полета в режиме онлайн, и все 3 класса могут воспользоваться этой опцией на своих мониторах.
Традиции в стиле Fashion
Самолет «Аэрофлота» назван в честь русского композитора Петра Ильича Чайковского и получил регистрационный номер VQ-BFY. Церемония передачи была связана с музыкой. Но гостей ждал и другой сюрприз — показ мод. Это был красивое и эффектное дефиле форменной одежды «Аэрофлота» за всю его историю. 60-е, 70-е, 90-е — перед зрителями прошла вся эпоха славной авиакомпании.
Тест и фото: Артем Каширин