Самый трудный - это первый год вождения. Самые опасные 3-5 года, когда водитель теряет страх и начинает думать, что знает и умеет всё, поэтому я для себя обозначила несколько правил, которые периодически перечитываю, не забывая о том, что главное – БЕЗОПАСНОСТЬ!
Советы для начинающих автоледи:
1. Не стоит забивать себе голову тонкостями устройства автомобиля, достаточно знать куда заливать бензин, куда воду для стёкол и фар, масло для двигателя (и какое масло) и как проверить наличие и количество необходимых жидкостей в машине. Но и не забывай регулярно заезжать в автосервис на профилактические техосмотры и обслуживание (обычно каждый 10000 км. пробега), дешевле это делать не у официальных дилеров.
2. Заправка первое время тоже может ввести в ужас. Изначально запомни, с какой стороны у твоей машины бензобак (лючок бензобака), этой стороной и подъезжай к колонке. Если трудно запомнить, на приборной доске, в окошечке, где отображается уровень заправки бензобака, есть стрелочка, которая указывает с какой стороны расположен бензобак.
Потом этот лючок надо открыть (иногда ключом, иногда дёрнув рычажок в салоне машины, иногда просто подцепив его пальцами), зимой иногда пристывает, поэтому можно слегка обстучать кулаком, и попробовать еще раз дернуть за рычаг открытия бензобака. Потом откручиваем пробку бензобака (бывает что и пробка с ключом), потом вставить в горловину «правильный» заправочный пистолет (обычно 92 или 95 бензин, иногда ДТ- дизельное топливо, иногда 98 бензин), оплатить топливо, назвав номер колонки! И заправиться. Не забыть вернуть пистолет на место. Закрыть всё в обратном порядке. На современных заправках есть заправщики, которые сделают всё за тебя, только подгони машину и скажи какое топливо нужно залить. Есть автоматические заправки, там нужно делать все самой. Правильно указать номер колонки, выбрать марку топлива, указать количество необходимых литров или стоимость заправки (например на 1000 рублей) и выбрать тип оплаты (наличный/безналичный).
3. Желательно надевать обувь с не очень толстой подошвой, чтобы лучше чувствовать педали. А каблуки не надевать вообще. Вози в машине «водительские» кроссовки или туфли, которые ты будешь одевать перед посадкой за руль.
4. Никогда и никуда не спеши, от того что ты опаздываешь пробка меньше не станет и быстрее ты не приедешь, не стоит нервничать и переживать в дороге, голова должна быть свежей и «холодной». В противном случае можно вовсе не приехать туда, где тебя ждут. Лучше извиниться за опоздание, чем выслушивать соболезнования, тем более если в машине есть пассажиры и дети. В первую очередь думай о безопасности.
5. Если надо перестроиться в соседний ряд, а возможности кажется и нет, это не так. Нужно остановиться в своём ряду, включить поворотник и подождать, тебя обязательно пропустят, если нет - то потихоньку двигаться в нужную сторону (только не в соседнюю машину!) и тебя, хоть и нехотя и с «возможно матными словами и бибиканьем», но пропустят, просто не обижайся на них, позднее ты научишься, как перестроится более безболезненно для окружающих и себя, а пока ты учишься, считай это своей оценкой, просто пока контрольную ты не сдала.
Не злись, заранее настройся на то, что остальные участники движения не конкуренты, а такие же автолюбители водители. Пропускай тех, кто об этом просит, выезжает с прилегающей дороги, хочет перестроиться. Извинись (покажи выражением лица, что раскаиваешься), если виновата или тебе погудели или крикнули что либо обидное, не вступай в ненужные споры, тебя никто не слушает и никогда не услышит, равно как и ты не услышишь их. Не забывай благодарить других участников, когда тебя пропускают или уступают дорогу (обычно включают аварийку на 1-2 секунды или поднятой рукой или кивком головы).
6. Не смещайся в соседний ряд в поворотах и на перекрёстках, не «срезай» ряды и не перестраивайся пока не выйдешь на прямой участок, помни правило «в каком ряду начал поворот, в том его и надо закончить» за исключением, если вместо 2-3 полос получится 1 или 2 полосы, тогда перестраивайся в более левую полосу, это безопаснее. И ещё никогда не входи в поворот рядом с грузовиками или автобусами с внутренней стороны поворота, т.к. при повороте они занимают 2 ряда и могут задеть твою машину, с правой стороны в передней части грузовиков вообще «мёртвая зона», которую они не видят в зеркала.
7. На многополосной дороге выбирай средний ряд, из крайних рядов часто поворачивают на стрелки светофора, во дворы, остановки общественного транспорта и т.д., а в левом ряду оперативный и спец транспорт. Вне населённого пункта движение в левом ряду при свободном более правом вообще запрещено! Соблюдай рядность, следи за разметкой.
8. Внимательно смотри на дорогу впереди, но не прямо перед капотом, заметив яму перед носом ничего не успеешь сделать, поэтому смотреть надо вперёд, на других участников движения, их действия и манёвры. Не забывай посматривать в зеркала заднего вида (тогда появившаяся рядом с вами машина не станет для тебя неожиданностью), тем более если ты собираешься перестраиваться в другой ряд; иногда на приборы (температура и остальные сигнальные лампочки). Соблюдай дистанцию исходя из правила: половина числа твоей скорости, например если скорость 60 км/ч, то дистанции должна быть 30 м.
9. Парковка!. Передом парковаться неудобно (часто невозможно), задом проще всего, главное перебороть страх. Ну или попросить, чтобы тебе помогли, но помни, что если ты повредила чужую или свою машину, то это будет только твоя вина, помощники уйдут. Сложнее парковаться к бордюру (забору) между двумя автомобилями, здесь помогут датчики парковки.
10. Относись к окружающим так, как бы ты хотела, чтобы относились к тебе, и тогда не будет хамства (хотя отдельных людей никогда не переделаешь, на них проще не обращать внимания). Ездить в уютной, хорошенькой машинке – это не только комфорт и независимость, но и большое удовольствие. Со временем придёт опыт и уверенность, главное, чтоб эта уверенность не переросла в самоуверенность, и у тебя будет всё отлично!
Делитесь своим опытом, своими советами! Удачи на дорогах!