Найти тему
SESTRA

«Человек, который спит»

«Человек, который спит»-фильм 1974 года. Режиссер: Бернар Кейзанн.

Молодой парень бесцельно слоняется по Парижу,окружённый памятниками архитектуры, угнетающими его не меньше, чем этажерка и кровать в его крошечной комнатке. Образы бесконечно-длинных пустынных улиц, ритмы одинаковых машин,колонн и зданий, вместе с мыслями героя киноленты, говорят о его одиночестве, рутинном существовании, абсолютном безразличии. 

Он растворяется в пространстве: ветки деревьев,трещины на его потолке, морщинки возле его глаз-почти идентичны.Личность постепенно стирается,исчезают даже предпочтения в одежде и еде, тело теряет стройность, становится бесформенным.

Он желает раствориться и во времени, но время неустанно напоминает о себе-сначала ненавязчивым тиканьем часов, и другими размеренными звуками, а потом стремительно настигает его вместе с пробегающими мимо мальчишками,громко стучащими палкой по металлическим прутьям забора. Режиссер играет на контрасте и сразу же после шумных детей сталкивает героя со стариком, сидящим на скамейке в парке абсолютно неподвижно, воплощающим столь заветную безмятежность.

-2

Но наш персонаж юн, и потому беспокойство овладевает им, несмотря на его попытки победить тревогу, выполняя однообразные действия, вроде раскладывания пасьянса, чтения одних и тех же газет. В нем бушует нерастраченная энергия и любовь,накопленные несказанные слова, он нервно грызёт пальцы, играет в автоматы. Движения его бёдер и столкновение их с металлическим холодным корпусом автомата напоминают фрикции, а стук бёдер об автомат сопровождает момент, когда он фантазирует о женщинах, а после продолжает рассекать по городу, сжираемый мыслями о собственной ничтожности.  

-3

Не только он сам потерял четкие очертания, их теряет все вокруг: женщины, мужчины, дети, собаки, здания, улицы, машины, день,ночь , дождь солнце, дыхание ,шаги. Его начинает окружать сплошное враждебное месиво из неясных форм, грохота, топота, гула и лиц, таких же потерянных, как и он сам. Он угодил в западню одиночества и безразличия.

Отсутствия сюжета только способствует погружению в состояние полной апатии, сменяющейся животным страхом перед невыносимой опустошенностью и оторванностью от реальности.