Апрель еще не успел закончиться, а на рынке фэшн-ритейла в России уже появилась первая жертва. Сеть одежных универмагов Fashion House объявила о закрытии после почти двадцати лет работы на рынке. Это очень грустно. И впереди будет еще много таких историй. Торговые сети, созданные в начале 2000-х, сумевшие выстоять в кризисы 2009 и 2014 годов, оказываются без ресурсов, чтобы продолжать работу.
В действительности, у многих одежных сетей может в скором времени возникнуть такая же ситуация, когда продолжать попросту будет невозможно. Операционная деятельность одежных магазинов приостановлена с конца марта 2020 года. Тем временем, арендные платежи во многих торговых центрах не отменены, есть также платежи по налогам и другие крупные сборы. Многие ритейлеры содержат штаты из сотен сотрудников, которым нужно выплачивать зарплату, несмотря на то, что выручка равна нулю.
Более-менее выживают бренды, владеющие хорошо раскрученными интернет-магазинами. А также те, кто успел наладить продажи через маркетплейсы навроде Wildberries, Lamoda и Ozon. Но большинство розничных сетей оказались на грани выживания. Теперь это особенно хорошо заметно на фоне истории с Fashion House.
Как все начиналось
Как и многие другие крупные российские фэшн-ритейлеры, Fashion House вышел на рынок в 2001 году. Компания специализируется на крупноформатных мультибрендовых магазинах мужской и женской одежды в низкой ценовой категории. В магазинах продавалась продукция около 200 европейских производителей. По состоянию на март 2020 года объединяла 25 розничных магазинов с расположением в крупнейших торговых центрах.
Впрочем, бренд особенно хорошо известен только в Москве, где работало около 20 универмагов, в том числе в «Метрополисе», «Весне», «Тройке» и других ТЦ. В сеть также входило несколько магазинов в Санкт-Петербурге и Туле.
И, тем не менее, это был сравнительно крупный бизнес, годовая выручка компании превышала 700 млн рублей, чистая прибыль - более 80 млн рублей.
Что пошло не так
Эксперты рынка отмечают, что компания развивалась, делая ставку на физическую розницу, и не продавала свою продукцию онлайн, из-за чего оказалась под большим давлением в кризис. Сотрудники Fashion House уже получили уведомления о том, что компания прекращает существование.
«Мы вынуждены признать нашу компанию финансово несостоятельной и подавать на банкротство», - прокомментировали собственники компании.
Тем не менее, Fashion House не уходит по-английски. Представители топ-менеджмента одежного ритейлера заявили, что все деньги на счетах были потрачены на выплаты заработной платы на период с конца марта по 30 апреля, после чего сотрудникам было предложено написать заявления на увольнения по собственному желанию. Штат компании оценивается приблизительно в 300 человек.
upd. Как сообщили сотрудники сети Fashion House, последние выплаты были произведены 27 марта. После этой даты другие выплаты, в том числе больничные и декретные не поступали.
И что происходит на рынке в целом
Ранее в СМИ уже попадал ряд историй о том, как продавцы одежды пытаются справляться с кризисной ситуацией, когда продаж практически нет, а персонал находится в оплачиваемом отпуске. Сообщалось о массовых сокращениях в Спортмастере и Декатлоне, но информация не подтвердилась. Кроме того, говорили о том, что Uniqlo временно перевел своих сотрудников на заработную плату в размере 11 000 рублей, но в компании эти данные опровергли.
И, тем не менее, приходится признавать, что череда банкротств на рынке одежного ритейла впереди. А значит, тысячи рабочих в этом сегменте розничной торговли находятся под ударом. Большинство предпринимателей не планируют обращаться в банки за зарплатными кредитами и предпочитают дожидаться лучших времен, чтобы принять решения о возможности сокращения бизнеса и работы в новых условиях.