Найти тему
Орден Антигероев

Статья FORBES о ретконе восьмерки: события ПД не отменяли сюжет ПС, а вот девятка отретконила всю сагу

Оглавление

Автор: Scott Mendelson

Существует разница между предложением непопулярных ответов на вопросы, оставленные предыдущим фильмом, и заменой ответов из предыдущей части на свои собственные в следующем сиквеле. 

Через четыре месяца после отечественного дебюта в кинотеатрах (не считая предварительных показов в четверг) «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (собравший $515 млн внутри страны и $1,174 млрд по всему миру) станет нашим последним блокбастером, по крайней мере, до конца июля. Раз в месяц я буду писать эти посты о «Скайуокер. Восход» (и это будет продолжаться, пока кинотеатры вновь не откроются или пока не улучшится мораль), сетуя на редакторов «Пробуждения Силы» – Мэри Джо Марки и Марианн Брэндон (особенно Марки), которые высказались в подкасте «Миссия невыполнима» (Light the Fuse), заявив, что сюжет «Последнего джедая» (если слегка перефразировать) осознанно разрушил повествование «Пробуждения Силы».

Мы ведем этот разговор уже 2,5 года. Одно дело, когда критики, блогеры, ученые мужи, народ в социальных сетях и тому подобное развязывают такого рода дискуссии. Но когда этим занимаются люди, работающие над фильмами, на самом деле не понимая, что такое реткон, ну...

В «Пробуждении Силы» была использована повествовательная основа первых «Звездных войн», чтобы вновь представить франшизу, включая несколько персонажей оригинальной трилогии (Хана Соло, Лею Органа, Чубакку и др.) наряду с новыми потенциальными героями и злодеями в захватывающем приключенческом блокбастере, который заработал 937 миллионов долларов внутри страны и 2,068 миллиарда долларов по всему миру. Мне казалось, что сюжет фильма слишком раболепно предан структуре и характерным ритмам оригинальной трилогии в ущерб эмоциональности, но моему отцу (которого я смог отвезти на премьеру в качестве подарка на 70-летие) фильм понравился, многим моим коллегам-критикам он понравился и новые персонажи (Рей, Финн, Кайло Рен и т. д.) мгновенно стали любимчиками у поклонников от мала до велика. Сюжет также поддразнивал нас характерными откровениями о новой героине и новых злодеях, заканчиваясь жирным клиффхэнгером. 

«Пробуждение Силы» закончилось тем, что Хан Соло был убит своим собственным сыном, Финн впал в кому, а Рей поняла, что у неё есть «Сила», и отправилась на поиски ушедшего в добровольное изгнание Люка Скайуокера. Нам не сказали, имеет ли родословная Рей или происхождение Сноука какое-либо влияние на эту историю, нам не сказали, выживет ли Финн после битвы с Кайло (хотя мы все предполагали, что так и будет), и мы, само собой, не знали наверняка, почему Люк, выглядящий теперь как старый отшельник, избегал битву Первого Ордена против Сопротивления и прятался в первом храме джедаев. Совершенно нормально, что «Пробуждение Силы» оставило эти сюжетные линии не раскрытыми, и что фильм (который абсолютно гарантированно должен был иметь продолжение) закончился прославленным «Продолжение следует!»

Да, я бы сказал, что большая часть рассуждений и споров о происхождении Сноука и Рей была связана не с фильмом, а с блогерами и писателями, которые в течение следующих двух лет предлагали то, что в лучшем случае оказалось удачными догадками. Поскольку Джей-Джей Абрамс не вернулся руководить процессом съёмок «Последнего джедая», а Колин Треворроу уже подписал контракт на режиссуру «ЗВ: Эпизод IX», мы на самом деле понятия не имели, а) какими могут быть ответы Абрамса на эти вопросы или б) действительно ли эти сюжетные линии имеют какое-то значение для истории в целом. Вполне возможно, что Сноук был просто политическим игроком, а одержимость Рей своими родителями была исключительно частью её характера – «принадлежность, которую ты ищешь, не позади тебя, а впереди» (олицетворенная в Финне и Хане, которые рисковали пленением и смертью, чтобы спасти Рей с базы Старкиллер). 

И совершенно справедливо, что кому-то не слишком понравилось то, как всё сложилось в «Последнем джедае» Райана Джонсона. Второй фильм диснеевской трилогии показал, что а)родители Рей были никем, и даже не любили её, и б) Сноук оказался лишь ступенькой к тому, чтобы Кайло Рен захватил контроль над Первым орденом. Конечно, возможно, вам бы хотелось, чтобы Рей оказалась Скайуокер или Палпатин. Может, вы ожидали, что у Сноука будет предыстория или выяснится, что он какой-то давний персонаж из «Звездных войн» (Мейс Винду?), который возродился как диктатор с геноцидными замашками. 

Но есть большая разница между «мне не понравились ответы, данные в «Последнем джедае» на вопросы, поставленные в «Пробуждении Силы», и сюжет «Последнего джедая» осознанно разрушил или переписал сюжет «Пробуждения Силы». 

Просто потому, что события на экране не соответствовали вашим представлениям, неверными они не стали. 

Сюжет «Пробуждения Силы» дал нам ответы на заданные в этом же фильме вопросы не больше, чем «Планета обезьян» Тима Бертона дала объяснение своему печально известному клиффхэнгеру «теперь обезьяны правят и нашей Землей тоже». Если вы послушаете DVD-комментарий к этому «переосмыслению» 2001 года (который был настолько не любим, что не породил продолжения, несмотря на то, что фильм заработал 385 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов долларов), вы услышите, что Бертон, в частности, заявил, что он намеренно не предложил объяснения, почему статуя Авраама Линкольна теперь напоминает обезьяну-злодея Тима Рота, чтобы дать возможность тому, кто будет руководить следующей работой, предложить собственные ответы на этот вопрос. Можете спорить, был ли это правильный выбор, но я бы сказал, что Абрамс (и, опять же, это не критика), сделал то же самое в «Пробуждении Силы». 

Он оставил Люка на острове, погрузил Финна в кому, превратил персонажа По из камео «смерть в первом акте» в главного героя второго плана, а потом сказал: «Ладно, теперь мяч у тебя, веди». В каком-то смысле это было великодушно с его стороны, поскольку означало, что у «Последнего джедая» имелось больше свободы использовать сюжет первого фильма по своему усмотрению. Проблема в том, что Треворроу фактически уволили, а Абрамс вернулся руководить созданием третьей части. В результате получился реткон персонажей и сюжетных поворотов «Последнего джедая» задним числом. 

Не думаю, что (предполагаемый) сценарий Треворроу для «ЗВ IX» – лучшая вещь в мире, но это было бы, по крайней мере, «да, и...» продолжение «Последнего джедая». 

А вот сюжет «Скайуокер. Восход», по существу, проигнорировал сюжет «Последнего джедая», в ущерб каждому персонажу. 

«Скайуокер. Восход» начинается с того, что Рей снова не уверена в своих способностях владения Силой и в собственных силах в принципе, Финн изнывает по Рей и заботится больше о ней, чем о «деле», а По вернулся к образу обычного крутого пилота, лишившись нажитой в «Последнем джедае» зрелости от своего неудачного лидерства. Превращение Рей в Палпатин и Сноука в клона, выращенного в пробирке, а также возвращение клонированного Палпатина к жизни не только отрицают повествование «Пробуждения Силы» и «Последнего джедая», но и (хоть и в меньшей степени) оригинальную трилогию ЗВ в целом. Возвращение Императора к жизни сводит на нет последнюю жертву Энакина Скайуокера в «Возвращении джедая», в то время как обращение задним числом Рей во внучку Шива, о чем Люк и Лея, очевидно, знали всё это время, превращает их предыдущее взаимодействие в беспорядок противоречий. 

Важно, знают ли люди, работающие над фильмами, что предлагать непопулярные или спорные ответы на вопросы, заданные в предыдущем фильме – это не то же самое, что переписывать или отрицать предыдущую часть. 

Сюжет «Последнего джедая» был (несколько) спорным, отчасти потому, что дал неожиданные (непопулярные?) ответы на вопросы, заданные в «Пробуждении Силы». Сюжет «Скайуокер. Восход» оказался (несколько) спорным, отчасти потому, что открытия, которые, казалось бы, задним числом ответили на вопросы, хранящиеся у Абрамса в голове во время создания «Пробуждения Силы», смешались с «новыми» ответами, которые а) и сами-то по себе не были ужасно популярными и б) впустую потратили ценное экранное время, которое можно было бы потратить на перспективное продолжение как «Пробуждения Силы», так и «Последнего джедая».

События «Последнего джедая» не отменяли и не переписывали сюжет «Пробуждения Силы». Но «Скайуокер. Восход» сумел переписать не только своих предшественников, но и всю сагу о «Звездных войнах».

Источник: Forbes