Мы любим упрощать мир, нам удобно делить людей на жаворонков и сов, интровертов и экстравертов, своих и чужих, хороших и плохих. Но глубокое погружение в актерскую профессию, изучение написания сценариев, психологию научило меня не ставить клеймо даже на самого отъявленного мерзавца. Поделюсь с вами некоторыми нюансами.
Актер учится не только управлять своими эмоциями, но более всего он должен стать "адвокатом" своего персонажа, кого бы ему ни приходилось играть. Это значит, каким бы ни был страшным человеком твой персонаж и тебе лично неприятным, ты должен найти в нем и хорошее, и плохое, полностью оправдать и объяснить его поступки. Работа над своим персонажем происходит под девизом "в хорошем ищи плохое, в плохом - хорошее". Иначе персонаж будет плоским и неживым. "Злодейские злодеи" и приторно сладкие герои никому не интересны, мы им не сопереживаем и верим. Обычно если сценарий или пьеса хорошо написаны, то каждый герой там показан со всех сторон, сложным и объемным. А если нет, то это ответственность актера - найти и раскрыть зрителю разные грани своего персонажа.
И самое главное, когда ищешь так называемое "зерно роли", "ядро персонажа" - ищешь самую большую боль героя, его движущее желание по жизни. И чем страшнее поступки персонажа, тем страшнее боль внутри его. И вот вы уже не ненавидите злодея, а вам его жаль. Вспомните кинозлодеев. Обычно, если сценарий написан по всем правилам, то мы можем узнать, что сделало злодея таким. Или это нам могут рассказать в спин-офф фильма. Например, "Звездные войны": Дарт Вейдер кажется сначала просто ненормальным злодеем, но позже мы узнаем, что им движет, что был он не всегда злым. Даже в детских сказках Баба Яга иногда проявляет человечность и помогает главным героям.
Это абсолютно точно работает и в жизни. Если вы посмотрите под этим углом на знакомых вам людей, которые вам неприятны или которых вы осуждаете, почувствуете их боль, вам, возможно, захочется разрыдаться и обнять их. Образ жизни и поступки людей, которых мы привыкли осуждать, - это просто защитная реакция на внешний мир, а скверный характер - бронежилет, просто если его снять, под ним будет человек без кожи, которому безумно больно. Иногда людям удается справиться со своей болью, и тогда бронежилет отваливается сам, как зажившая засохшая болячка.
Я веду не к тому, что нужно бросаться спасать всех несчастных, у каждого свой путь. У нас у каждого есть свои скелеты в шкафу, которые нужно проработать. Я к тому, что прежде, чем вешать ярлыки и осуждать, можно посмотреть более глубоко, и возможно, если научиться видеть людей сквозь их бронежилеты, их толщина будет уменьшаться.