Найти тему

Выступление перед аудиоторей, как обстояло дело в средние века?

Мысль о том, что произносимый вами текст нужно согласовывать с интересами и знаниями аудитории, кажется нам очевидной. Было ли так в средние века - интересный вопрос. Но я точно знаю одного человека из 15 века, который это умел. И это Йоханнес Брюхман, о котором я сейчас пишу диплом на степень магистра в университете Амстердама.

Чтобы вы могли оценить масштаб явления, могу только упомянуть, что в нидерландском языке до сих пор есть выражение "говорить как Брюхман", то есть "говорить очень убедительно".

Брюхман был странствующим проповедником, монахом францисканцем. Он ходил по Нидерландам и проповедовал в городах перед широкой публикой и в монастырях перед монахами и монахинями. Часто по происхождению рукописи можно предположить, где и перед кем Брюхман говорил ту или иную проповедь, а затем сопоставить текст проповеди с аудиторией.

Если рукопись из женского монастыря, то вероятно, он говорил перед монахинями, если из мужского - то перед монахами. Как отловить проповеди, прочитанные в городах перед широкой публикой - я затрудняюсь ответить, но да ладно.

-2

Беглый взгляд на проповеди Брюхмана наводит на мысль, что он согласовывал темы с аудиторией: где-то он ссылался на пророка Иезекииля и Фому Аквинского, а где-то говорил существенно проще. Но самое интересное, это примеры, которые Брюхман приводил в своих проповедях. В женских монастырях он говорил о том, как правильно купать детей и кормить детей, и на основе историй об уходе за младенцами - о душе. В мужских монастырях рассказывал историю о двух жадных студентах семинарии.
Вообще, я не могу с уверенностью сказать, что то, что Йоханнес Брюхман говорил в женских монастырях было целиком и полностью с нашей современной точки зрения хорошо и правильно, потому что местами создается ощущение, что он апеллировал к боли монахинь, а то и слезу у них пытался выбить. Так, с особой страстностью Брюхман раскрывал метафору брака души с Христом и рассказывал о кормлении младенца грудью. И все бы хорошо, но надо понимать, что осмысленная часть аудитории женского монастыря - это женщины, которые бы хотели получить этот опыт, опыт брака, опыт материнства, но он им был абсолютно и навсегда недоступен. К тому же часто - не по их воле.

Но какой он должен был вызывать отклик в их сердцах.

Портрет Элизабет Трокмортон,  1729, Николя де Ларжильер
Портрет Элизабет Трокмортон, 1729, Николя де Ларжильер

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц