С усложнением придворных церемоний основные профессии бюрократа, армейского офицера и богослова отличались особой одеждой.
Визирь (министр) был узнаваем по его двойному поясу, а его коллеги были известны как ашаб аль-дарарики (буквально, мужчины дюрраки) из-за их длинных шерстяных халатов, с достаточно длинными рукавами. Офицеры армии носили более короткую, плотно облегающую кабу, вероятно, привезенную из Ирана халифом ал-Мансуром , с брюками или леггинсами.
Высшие чины носили черный цвет - честь, не разрешенная для низших чинов, но халифальная личная гвардия, была одета в узорчатые шелка с золотыми поясами. Военным разрешалась форма кялансувы, хотя к концу XII века высшие офицеры демонстрировали свое тюркское происхождение - и действительно поддерживали Саладина, надевая шарбуш - окантованную мехом шапку.
С другой стороны, богослова можно было узнать по его объемной наружной одежде из черного хлопка, льна или шерсти, украшенной вышитыми золотом полосами. Во время пятничной проповеди он носил черный тюрбан, но на различных иллюстрациях Макамат аль-Харири XIII века он в менее формальных случаях изображался в белом тюрбане, покрытом черным таилазановым капюшоном длиной до плеча.
Женский образ все еще состоял из сирвала, ками под длинным халатом, опоясанным поясом или куммербундом, и одноцветного головного убора. Белый цвет носили разведенные женщины, а синий и черный – те, кто находится в трауре.
Многоцветных и полосатых тканей лучше всего было избегать для уличной одежды, в то время как яркие монохромные цвета ассоциировались с женской эстрадой.
Богословская критика показывает, что королевские дамы сильно тратились на одежду для особых случаев, одна накидка иногда стоила более шестнадцатисот раз месячной зарплаты врача. К сожалению, конкретные описания такой дорогостоящей одежды нигде не приводятся.
Иллюстрированные рукописи Макамат аль-Харири, вероятно, выполненные на севере Сирии или в Ираке, содержат ценную визуальную информацию, а иногда и крестьянские и рабочие классы изображены в других иллюстрированных работах.
В более ранний период Аббасидов живописные свидетельства более или менее ограничены археологическими рисунками фрагментов фресковой живописи, найденными в начале XX века в дворцовых комплексах Самарры.
Платье Мамлюкского султаната
После захвата Багдада монголами в 1258 году Аббасидский халиф бежал ко двору Мамлюка в Каире, где его уважали, но там он не имел власти. Обычно западные историки рассматривают султанат в два периода: военное правление Бахри (ок. 1250 в. 1293 г.) и правление Бурджи ( 1293-1516 гг.). В армии Бахри насчитывалось, по крайней мере, пять основных этнических групп, и три дивизиона, каждый из которых имел отличительную одежду, которая имела отличную защиту, а также специальную форму для посещения султана, и еще один - для королевских шествий.
Названы, по крайней мере, шесть различных типов военных каб, но ни одна из них не может быть надежно приписана к различным военным одеждам, нарисованным на изображениях конца XIII века. Шарбуш и сараджук, любимый военный головной убор до конца тринадцатого века, были заменены калаутом или небольшой тканевой шапочкой, иногда стоимостью почти двухмесячного жалования врача, носимой с или без тюрбанской ткани.
Поскольку Аббасидский халиф теоретически оставался главой мусульманских суннитов, черные мантии и головные уборы сохранились как "официальное" богословское одеяние, хотя султан Барк, утомляя его в 1396 и 1397 годах, приказал носить разноцветную шерстяную верхнюю одежду.
Самые высокопоставленные кади (судьи) носили дилк, в то время как у других магистратов был термин фараджия - одежда, используемая с 1031 г.; точные характеристики обоих одежд неизвестны.
Тем не менее, были региональные различия, хотя и неопределенные, так как провинциальные богословы признавались по их одежде, возможно, в манере сегодняшних иностранных туристов, посещающих другую страну.
Некоторые султаны имели весьма индивидуальный модный вкус, как, например, ан-Насир Насир ад-Дин Мухаммад, монгольского происхождения, шокировал придворные круги тем, что на нем было арабское бедуинское платье.
В 1371 и 1372 годах султан приказал членам семьи пророка Мухаммада, мужчинам и женщинам, носить на людях отрезок зелёной ткани, чтобы им было оказано должное уважение. С тех пор листово-зеленый цвет, полученный путем окрашивания сначала в синий, а затем в желтый (таким образом, более дорогой, чем однокрашенные ткани), был формально ограничен в кругах Сунни этой группой.
В мамлюкском обществе ярко-красный цвет носили публично названные проститутки, хотя в других странах исламского Ближнего Востока он был церемониальным цветом для монгольских дам самого высокого ранга, а также для свадебных нарядов.
К этому времени нормой была одежда на заказ, состоящая из десяти и более сшитых выкроек, как видно из фрагментов одежды в музейных коллекциях; к сожалению, ни одна из них не была реставрирована должным образом. Многие мамлюковские ткани для одежды имеют узоры, основанные на лиственных слезокаменных мотивах, иногда окаймленные арабскими надписями, благословляющими владельца.