Когда в 2013 году стало известно, что Джоан Роулинг была автором недавно получившего признание критиков, но малоизвестного криминального романа - "крик кукушки" некоего Роберта Гэлбрейта, - это имело большой смысл для многих литературоведов. То, что один из самых известных и успешных писателей в мире хотел создать некое уединение, в рамках которого можно было бы представить новый роман в непроверенном жанре, вполне объяснимо.
Джоан Роулинг попала в золотой фонд литературы благодаря своей серии книг "Гарри Поттер", и вполне заслуженно. Ее уникальное сочетание Диккенса, Льюиса Кэрролла, Джорджа Макдональда и артуровской легенды с оттенком Джейн Эйр и Хоббита предлагает богатую и глубоко удовлетворяющую эскапистскую литературу, которую мы привыкли ожидать от лучших британских писателей.
Кроме того, как и некоторые из лучших британских писателей, Роулинг теперь экспериментировала с другим именем. Прецедент написания под чужим именем восходит почти к самому литературному канону.
Она также присоединяется к традиции женщин-писателей, публикующихся под мужскими именами. Писательнице такого уровня, как Роулинг, конечно, незачем скрывать свой пол, но и в прошлом причины для использования мужского псевдонима (nom de plume) были не просты.
От имени автора
Среди наиболее известных писателей, публиковавшихся под мужскими псевдонимами, были сестры Бронте, которые использовали имена Каррер (Шарлотта), Эллис (Эмили) и Эктон (Энн) Белл. "Nominis umbra" Шарлотты Бронте создало довольно сильный фриссон в 1840 — х годах, когда заядлые поклонники Джейн Эйр — никогда не верившие в существование Каррера Белла-стремились обнаружить “его” личность.
В 1855 году Харриет Мартино рассказала, что получила рекламный экземпляр романа Бронте "Ширли" 1849 года и сопроводительную записку от Каррера Белла: “мы изучили записку, чтобы выяснить, была ли она написана мужчиной или женщиной”. Мартино решил, что почерк не слишком помогает. "Рука была судорожная и нервная, которая могла принадлежать любому, кто слишком много писал, или был нездоров, или плохо обучен”, - писал он.
Но Мартино был почти уверен, что Каррер Белл-женщина, потому что “некий отрывок из”Джейн Эйр "о шитье медных колец мог быть написан только женщиной или обойщиком".
Пологенные псевдонимы
Почему Шарлотта писала, как Каррер? Вопреки распространенному мнению, сестры Бронте, а также Жорж Санд и Джордж Элиот, наряду с другими женщинами-писательницами девятнадцатого века, принявшими мужские псевдонимы, не сделали этого, потому что они столкнулись с гендерной изоляцией от издательской индустрии.
Гэй Тачман и Нина Фортин утверждали, что использование мужских псевдонимов редко имело место во времена правления Виктории и что мужчины с большей вероятностью принимали женские псевдонимы, чем женщины использовали мужское прикрытие. По большей части это псевдонимное переодевание происходило потому, что авторы хотели избежать предположений критиков и читателей. В течение девятнадцатого века росло предположение, что” женщины-писательницы " должны писать только на определенные темы и только определенным образом. Шарлотта Бронте рассказала, что выбрала имя Каррер Белл из-за своего страха быть замеченной как” типичная " женщина-писатель:
Мы не любили объявлять себя женщинами, потому что ... у нас было смутное впечатление, что на писательниц можно смотреть с предубеждением.
Прятки
Именно здесь появляются параллели с Роулинг. Как и ее викторианские предшественники, самая известная писательница в мире пыталась избежать ожиданий.
Возможно также, что многие оборотни, скрытые персонажи и маски, столь важные для сюжетов ее серии "Гарри Поттер", показывают, что Роулинг особенно тянет к темам похороненных, нестабильных и текучих идентичностей.
История — псевдонимов-это история литературных обманщиков, а также тех, кто стремится разоблачить их. Каррер Белл был раскрыт преданным поклонником через серию писем. В 21-м веке игра длится не так долго. Правда о личности Роберта Гэлбрейта всплыла в Twitter всего через три месяца, сообщает The New York Times.
Кажется, пока есть писатели и художники, которые хотят спрятаться, всегда найдутся читатели, которые им этого не позволят.