Найти тему
Елена Солдатова

«Проклятие девятой симфонии»

«Всякий композитор, закончивший писать 9-ю симфонию, скоро умрет».

«Всякий композитор, закончивший писать 9-ю симфонию, скоро умрет». Так звучит суеверие, которое вынашивал в своей голове австрийский композитор Густав Малер. Он хорошо разбирался в творчестве Бетховена и Антона Брукнера. Сопоставив творческую деятельность, судьбы и то, как закончилась их жизнь, он уловил странную закономерность.

Загадочные совпадения

Бетховен ушел из жизни в период создания десятой симфонии, Брукнер — создавая шедевр №9. Но на самом деле эта симфония тоже была 10-й, просто одно из неудачных, по мнению творца, произведений вместо номера получило наименование ∅. А свое первое творение Брукнер счел ученическим опытом.

После смерти Бетховена, Брукнера и Малера о существовании проклятия начали задымываться всерьез
После смерти Бетховена, Брукнера и Малера о существовании проклятия начали задымываться всерьез

Антон создавал свои шедевры, вдохновляясь сонетами Людвига, своего великого предшественника, поэтому его последнее незаконченное произведение было написано в той же тональности, что и «Девятая симфония Бетховена».

Густав Малер разглядел в этих совпадениях сакральный смысл. Он пытался обойти стороной «проклятие девятой симфонии» и назвал свое творение под номером 9 «Песнь о земле», не употребляя слово «симфония». Предрассудок, который оказался роковым для кумиров, обошел его стороной. И казалось, что он обманул судьбу, не давая должного названия своей 9-й симфонии. Но после написания следующей «Девятой симфонии», которая была на самом деле 10-й, он умер в статусе заслуженного композитора и дирижера Австрии в 1911 году.

После обнародования страхов Густава его коллегой по цеху Арнольдом Шенбергом феномен начали анализировать. Выяснилось, что к числу «проклятых» можно приписать Франца Шуберта, автора 9 симфоний, две из которых остались незаконченным, и Антонина Дворжака, которому удалось дописать «Девятую симфонию». По мнению Малера, девятка для композитора была числом мистическим.

Памятная табличка на доме, где жил Бетховен во время написания последней симфонии
Памятная табличка на доме, где жил Бетховен во время написания последней симфонии

Альфред Шнитке ушел из жизни после того как «сыграл на рояле» последний аккорд «Девятой симфонии». Но записать чистовую версию не успел. Во время ее воссоздания по просьбе вдовы Шнитке умер еще один деятель — россиянин Николай Корндорф.

Дмитрий Шостакович в общей сложности создал 15 симфоний. Но именно после яркой, колоритной девятой его осудил Иосиф Сталин, за чем последовали глобальные проблемы в карьере и жизни.

Безусловно, композиторов, «переживших» свои произведения с мистическим номером и продолживших творить, было больше, чем тех, кто ушел из жизни. Но каждый из них рано или поздно вспоминал о «проклятии симфонии №9».

-4