Вернемся к тоффлеровскому определению слова «ФУТУРОШОК». Тоффлер считает, что футурошок – это состояние человека, ошеломлённого и дезориентированного новой, изменившейся средой обитания. Резкая, непредсказуемая смена обстановки в обществе, научно-технический прогресс, появление новых средств связи и источников информации — всё это может вызывать тревогу и подавленность. То, что раньше осуждалось, теперь пропагандируется. То, что казалось немыслимым, теперь в моде. То, за что раньше сажали в тюрьму, теперь героизм. То, за что раньше давали орден, — позор. В подобной ситуации многие люди начинают чувствовать себя как минимум не в своей тарелке: привычные ориентиры теряются, становится не на что опереться.
«Шок будущего» не является психическим заболеванием или расстройством личности. Скорее это трудность с адаптацией и невозможность (или нежелание) принимать жизнь такой, какая она есть. Ощущение, что «раньше было лучше», — это иллюзия. Такая же иллюзия — это представление о мире как о чём-то стабильном и законсервированном. Изменения всегда есть, даже в самые спокойные времена. И для того чтобы успешно и вовремя приспосабливаться к ним, нужно их чувствовать, интересоваться, не уходить в свой воображаемый мир, где всё «так чинно-благородно, по-старому».
Существует мнение, что «футурошок» — это шок не столько от будущего, сколько от настоящего (реальное настоящее не соответствует ожидаемому). А исходя из концепции экзистенциальной психотерапии Ирвина Ялома можно предположить, что за «шоком от будущего» скрывается естественный для каждого человека страх смерти (тревога не столько за будущее, сколько за «смерть» прошлого вместе с частью себя). Явление «футурошока» мало исследовалось в науке, поэтому пока нельзя достоверно сказать о том, есть ли различия в его проявлении у мужчин и женщин.