Юрий Дудь вновь порадовал нас своим творчеством - трехчасовым кино о русских в Силиконовой Долине. В целом результат получился как минимум неплохой (для непричастных), более – менее без розовых соплей о том, как всё классно в Великой Америке по сравнению с отсталой Россиюшкой. За что отдельное спасибо гостям Юрия – тем самым русским.
Однако много чего все-таки осталось за кадром, либо упомянуто вскользь. Из-за чего FaceBook и YouTube бомбит уже несколько дней.
Прежде всего - дикая и жёсткая конкуренция. Везде, во всём, каждую секунду. А как может быть иначе в единственном месте на всей Планете, где любой может сказочно и при этом совершенно легально разбогатеть. За год, за два заработать 10,20, 50 и даже 100 млн. $. В то время как путь в кресло топ-менеджера российской и тем более международной корпорации занимает десятки лет.
Таких социальных лифтов больше нет нигде и не удивительно, что в Долину рвутся лучшие из лучших со всего мира. Большинство же людей не сталкивались с такой конкуренцией никогда.
Тем более, когда стоимость жизни ТАМ как минимум 10 000 долларов в месяц, ты волей-не-волей должен осознавать, зачем ты здесь, что ты делаешь? Каждый час, проведенный в Долине, стоит безумных денег. Это время точно наполнено смыслом? Могу ли я быть более эффективным? Все эти вопросы искатели счастья начинают себе постоянно задавать.
Так недолго съехать с катушек. Однако сверхдорогая стоимость жизни – не единственное, из-за чего психическое здоровье большинства пошатнется.
Каждый день, каждую минуту, каждую секунду кто-то хочет тебя обскакать. Все постоянно пытаются быть лучше, придумать что-то новое, за счет чего можно опередить соседа. И если вы возьмете себе 2 выходных и после этого вернетесь к работе, то вы сильно удивитесь тому, что ваши конкуренты на выходные не уходили, а вы от них уже порядочно отстаете.
Учитывая стоимость жилья, Долина сама по себе является реальным местом для жизни для очень немногих. Вы не можете привезти сюда жену, не работающую в IT. Даже один ребенок создает огромную нагрузку на семейный бюджет. И семейные пары с зарплатой в 400 000 долларов в год, живущие в трейлере на парковке офиса – не новость. И всё это, чтобы набрать первоначальный взнос на свой дом. Разводятся же или разбегаются 8 пар из 10.
Конкуренция – это хорошо, и благодаря ней рождается много хороших продуктов. Мы это слышим постоянно от любителей чистой, незамутнённой участием государства истинной рыночной экономики.
Однако, мало кто стремиться конкуренцию испробовать на себе, особенно такую как Долине - чрезмерную, бесконечную и беспрерывную. И если добавить к этому еще и то, что сама по себе сфера IT крайне сложная - крыша рано или поздно обязательно протечет. Именно поэтому в Долине так модны все эти медитации, биохакинги и ещё кое-что. Ну вы поняли. Человек в обычном режиме здесь просто не выдержит: он либо уедет, либо у него будет нервный срыв.
Если почитать соцсети героев этого видео, то многие из них отмечали, что сталкивались с очень серьезными психологическими проблемами.
Так что повторимся, стартаперы, инвесторы или IT-шники из России, себе вообще не представляете, что такое настоящая конкуренция.
Другой отличительной характеристикой Долины являются очень специфические показатели успеха стартапа, и соответственно, его стоимости.
Большинство привыкло воспринимать успех любого бизнеса по размеру прибыли, которую он приносит. В классической экономической теории стоимость бизнеса определяется как сумма его прибыли за несколько лет.
Однако более продвинутые ребята оценивают не фактическую прибыль в прошлом, а перспективы роста этой прибыли в будущем. Насколько перспективен рынок, на котором действует компания? Как быстро росла ее прибыль в прошлом? И так далее.
В этом случае уже начинаются некая игра в напёрстки и очковтирательство. Например, 2 месяца назад прибыль компании была $1, месяц назад $100, в этом месяце 10 000$. Значит ли это, что через 2 месяца она будет давать прибыль в $100 млн?
Хорошие аферисты вполне могут убедить в этом покупателя. Собственно, уже на этой стадии рынок становится достаточно мутным. В Долине же все зашло гораздо дальше. Никому не нужна прибыль. Никому в принципе не нужен доход, и вообще, касаться денег не стоит. Главное — это рост пользовательской базы или стремительное улучшение качества технологии.
Как только речь заходит о деньгах, то стартап сразу сталкивается с реальным миром, который по природе своей жесток. И оценка компании, которая до этого делалась лишь на основе скорости роста, допустим, пользовательской базы, сразу переходит в оценку ее финансовых перспектив. Они чаще всего не такие радужные, как скорость роста базы бесплатных пользователей.
Поэтому инвесторы в Долине часто запрещают команде начинать размещение рекламы или продажу платных доступов. И здесь выясняется, что всем рулят не программисты, продукт-менеджеры, маркетологи, продажники, основатели и прочие «рабочие руки». Всем управляют инвесторы и корпорации. Впрочем, у кого деньги, тот всегда и заказывает музыку.
Цепочка достаточно простая:
инвесторы дают вам деньги, чтобы вы попробовали создать быстрорастущий продукт, желательно без выхода в деньги. Дальше инвестор хочет как можно быстрее спихнуть свою долю в корпорации типа Apple или Google. С ними давно уже никто даже не пытается конкурировать. А так называемые инвесторы дают деньги только на схему, в которой они через 1-2 года смогут перепродать свою долю в 10 или 100 раз дороже техногигантам. А уж они там разберутся, что делать с этим стартапчиком и как его монетизировать. А может и не разберутся, и просто выкинут его на помойку.
Вот вся суть рынка Силиконовой долины. Никто не собираются строить с вами компанию на века, вам не нужно думать про прибыль, надо только показывать рост. Все это делается в надежде поскорее продать ваш бизнес какой-нибудь здоровенной компании, которая не считает деньги.
Причем сразу выйдут в деньги только инвесторы. А основатели и первые сотрудники получат чудные условия: отработать у нового владельца своей компании 3-5 лет, прежде чем они получат свою долю деньгами. Чаще всего, сотрудники вообще просто получают акции тех, кто их купил, тоже через 3-5 лет. Эти самые акции компании печатают себе примерно также как ФРС американские деньги.
Учитывая, что стартапы чаще всего не имеют денежного потока в этой системе, и просто постоянно прожигают деньги, то первичные инвесторы пытаются спихнуть их дальше по цепочке инвесторов. То есть, по факту, найти «большего дурака, чем они».
Поэтому со стороны может показаться что Силиконовая Долина — это такой мир театра, где все вокруг стараются завысить значимость того, что они делают, во что вложились, или той компании, в которой работают.
Обычно все, что здесь говорят и чем хвалятся, нужно делить на 10. Это и будет реальным положением дел.
И еще пара слов про прекрасных честных американских техно бизнесменов, обязательно с хорошими лицами, свято уважающих законы и вот это всё. Устроиться в штат более-менее крупной компании в Долине — это чуть вероятнее чем продать там свой стартап за 100 млн. наличными. Почти всех нанимают на временные контракты причем не редко через одну, две иногда даже три фирмы прокладки. Кстати, процветает кумовство по национальному признаку – в первую очередь речь об индусах и китайцах.
Едет такой талантливый программист в Долину, зарабатывать деньги и делать карьеру в какой-нибудь FaceBook, а из положенных 250 000 $ на руки получает в год $ 60 тыс., остальное уходит посредникам. Т.е. оказывается за силиконовой чертой бедности. И аналогия с гастарбайтерами убирающими улицы крупных российский городов – вполне уместна. Бесплатная еда и прочие плюшки — это конечно классно, но попробуй не выполни KPI … вылетишь с работы в одну минуту. И попробуй другую найди …
В реальности, же мы имеем скорее сверхпродуктивную питательную среду, навоз если хотите, который корми мозгами и инновациями американские корпорации, а через них и правительство США. Причем если Россия, да и многие другие страны посильней и послабей смотрят на американские деньги с придыханием, то для самих Штатов и их крупнейших корпораций доллары не более чем ресурс близкий к бесконечности.
Условно, американцам кровь из носу нужно чтобы в каждом вычислительном устройстве в мире стоял их процессор. О прибыльности и экономической эффективности речи вообще не идёт. Да и как её изменить с такими подходами?
Ну а из мелочей, которые особо не озвучивали у Дудя:
Дома в Калифорнии – домики первых двух поросят с бумажными стенами. Даже советские дачные домики являются более крепкими сооружениями, чем то, что строят американцы. При и правда этом стоят эти дома будто космический корабль.
И бомжи на каждом углу как это принято на Западном побережье. Видимо для контраста. И вши в мебели.
По материалу @tlgdoc и других прогостивших в Силиконовой Долине