Моя мать, рано оставшись без родителей, познала все тяготы военного лихолетья. Жила она со своими старшими братьями и сестрами в деревне. Особенно тяжело было зимой и весной.
В их деревне не было леса. Использовали топливо, изготовленное из коровьего навоза летом. Когда оно заканчивалось, старшие братья уходили в соседний район за дровами. Дорога занимала два дня. Много ли принесешь на санях? Внутренняя сторона входной двери покрывалась зимой толстой коркой льда. Топили не до тепла, а только до той поры, пока на ледяной корке не появлялись потеки. Мерзли и голодали постоянно. Весной, когда заканчивались скудные запасы, по колено в чавкающей грязи, ходили в поле искать мерзлую картошку.
Эти годы мать без содрогания вспоминать не может. Повзрослев, нашла работу и потихоньку встала на ноги. Выйдя замуж за моего отца, приобрела маленький дом. Тяжелейшее детство закончилось и стала моя мать...невероятной чистоплюйкой. В доме у нас был идеальный порядок: ни пылинки, ни соринки. Того же требовала от своих детей: бардачить, раскидывать одежду и игрушки, ходить грязными строго воспрещалось. Своей маниакальной чистоплотностью славилась на всю улицу и очень гордилась этим. Про нее даже сложили шутку: “Если в доме у тети Розы порежешь палец, то даже никудышной тряпки не найдешь, чтобы перебинтовать”.
Только мне от этого счастья не прибавилось. Это можно сравнить со стерильностью в операционной. Только в операционной такая модель поведения оправдана. А в жилом доме она превращается в мертвое пространство. Я была непоседливым и любознательным ребенком, а такие дети без грязи не растут. Лепила из речного ила посуду, в песочнице могла копаться по полдня, сухой раскрошенный ил заменял понарошку гречку, зубная паста, взбитая с водой - молоко. Сантиметр за сантиметром я отвоевывала свой маленький кусочек хаоса, в котором дышала и жила.
Этот маленький кусочек хаоса и сейчас со мной. Благодаря ему я никогда не ругала своих детей за неряшливость. Они выросли, но неряшливыми не стали. Чистоту и порядок я люблю, но идеального порядка у меня не бывает. Халат, небрежно брошенный на кресле, игрушки, разбросанные внуком на полу, радуют мой взор: мой дом живой.
Грязь - неотъемлемый спутник нашей жизни, хотим мы того или нет. Даже если у вас идеальный порядок дома и на работе, вы можете встретить грязь в окружающем мире: в подъезде, на улице, в другом доме. Одни люди при виде грязи воротят нос от брезгливости и отвращения, другие не замечают грязи вообще. Одно я знаю точно: некоторые люди, помешанные на чистоте, не могут смотреть на грязь, потому что сами из нее вышли. Она напоминает им о не зарастающей душевной боли.
Подписывайтесь на канал