Гаг начинает осознавать, что он находится не дома, не на своей планете. Понимает, что созвездия все перекошены, местная цивилизация могучая и это явно не спецлаборотория армии.
Мощь цивилизации начинает пугать Гага, он начинает беспокоиться, что они все знают про них, а на Гиганде даже не догадываются.
Гаг видит откровенные чудеса. Звездолеты средней дальности, летающие на 25 световых лет, Врачи, лечащие от всех болезней, мгновенные прыжки на 100 километров без транспорта.
Гаг делает вывод, что им таким могучим, на его планете, может понадобиться только одно - рабы. Должен же кто-то такое благополучие обеспечивать
Корней постоянно говорит Гагу учись, читай, присматривайся. Скоро войне конец, вернёшься домой будешь новую жизнь строит. Но перспектива окончания войны пугает Гага.
Его интересует кто победит в этой войне и когда он слышит, что никто, Гаг истолковывает это так: «Та-ак… Все понятно. Это, значит, чтобы мы материал зря не переводили. Чтобы все было тихо-мирно, без всяких там возмущений, восстаний, кровопролития. Вроде как пастухи не дают быкам драться и калечиться. Кто у нас им опасен — тех уберут, кто нужен — тех купят, и пойдут они набивать трюмы своих «призраков» алайцами и крысоедами вперемешку…»
При этом, Гаг вынужден себе признаться, что испытывает симпатию к Корнею, верит ему как дурак, но подсознательно считает, что именно такого человека и должны к нему приставить, чтобы объяснял почему их мир плох, а его мир хорош.
Корней пытается открыть Гагу глаза на сущность высшего руководства Алайского герцогства, включая самого герцога, но Гаг отказывается верить, а насчёт герцога вообще жестко обрывает его.
Корней рассказывает о высшем руководстве не только герцогства Алайского, но и Имперцев, но Гаг это для себя понимает, что он пытается демонстрировать беспристрастность.
Единственный человек о ком Корней отзывается уважительно - Гепард. Отмечает, что в нем погиб великий педагог.
Далее Гаг вспоминает друзей-курсантов, кто как погиб. Вспоминает Гепарда, как он ему помогал в школе, когда он только туда пришёл, как подкармливал, как тащил на загривке, во время марш-броска.
Вспоминает нищенскую жизнь, отца-алкоголика, инвалида войны. При этом герцог Алайский для него почти святой. И делает очередной вывод, что его на этой сытой планете просто хотят купить.
Корней и Гаг идут обедать. Корней пытается убедить Бойцового Кота заняться самообразованием, побывать где-нибудь, сходить, пытается объяснить часть местных чудес. В итоге Гаг сообщает, что хочет побывать на Луне.
После обеда они отправляются смотреть кино. В фильме Гагу нравятся сцены битв на мечах.
После просмотра фильма Гаг уходит к себе в комнату, под предлогом, чтения книг про Луну. Вспоминает, как обучался материализации предметов. Как оборудовал свою комнату, по аналогии с комнатой Гепарда, в цветах Герцогства Алайского. Вспоминает, что у него есть один единственный патрон. Мучается от желания курить.
Из медальона с портретом принцессы Алайской сооружает ее портрет, вспоминает, что все бойцовые Коты ее верные рыцари, а он перед ней в дрянной гражданской одежде. Срывает гражданскую одежду, надевает камуфляж с эмблемой Боевых Котов и поёт марш своего спецподразделения.
Гаг пытается разобраться в секретах дома Корнея, кто куда исчезает, кто прилетает, кто улетает. Находит таинственную дверь, начинает за ней следить, чуть не сталкивается с группой имперских парашютистов. Чудом остается не заметным.
Решает, что эта дверь и есть место откуда все приходят и куда все исчезают. Около двери на стене находит надписи на алайском языке, рассуждает, где тут ещё алайцы, почему он их не видел. Что это за надписи, что они означают. Слова и математические формулы.
Корней показывает Гагу музей космозоологии, рассказывает о жизни на других планетах о двуххордовых животных, показывает скелеты, шкуру и чучела животных из других миров. Рассказывает историю обнаружения псевдохомо.
После экскурсии в музей Корней знакомит Гага со старинным роботом Драмбой, который, поначалу, очень его напугал- не был бы в мундире, удрал бы, да ноги отнялись, говорит Гаг. Робот передан в распоряжение Гага.
Поздней ночью Гаг подкрадывается к таинственной двери и под надписями на алайском оставляет сообщение - Кто ты, друг?
Гаг и Драмба гуляют в степи. Драмба рассказывает о цивилизации землян, какой он ее запомнил - о самодвижущихся дорогах, летательных аппаратах, о том, как изменился мир за восемьдесят лет. Говорит о том, что многого он не понимает и не знает, а информаторий ему не отвечает, не слышно и радиоимпульсов, которых он всегда улавливал в избытке.
Гаг требует от робота называть его господин. Расспрашивает его кто он, в каких экспедициях участвовал, на каких планетах. Интересуется чем робот отличается от людей и какое у робота и людей предназначение. Драмба подробно отвечает на его вопросы.
Вместе с тем Гаг узнаёт, что приказы Корнея имеют приоритет над его приказами.
Одновременно, Гаг пытается узнать у Драмбы, контролирует ли Корней их разговоры, путём прослушивания. Драмба отвечает отрицательно. Гаг пытается получить информацию о Корнее, кто он, чем занимается, есть ли у него семья. Но Драмба не обладает такой информацией, лишь сообщает антропометрические данные Корнея и минимальные данные о сыне Андрее, Которому, некоторое время назад, был передан в распоряжение. Причём тот тоже расспрашивал его о Корнее.
Продолжая прогулку в Степи Гаг и Драмба обнаруживают памятник героям последней войны. Надписи на памятнике сделаны старинными буквами, Гаг их не знает.