Медресе Абул-Касим ишана располагается в Чиланзарском районе, ул. Бунёдкор.
Абул-Касим ишан – одно из самых больших 2-этажных медресе Ташкента. Ранее оно относилось к району Бешагач и находилось на территории Янги махалля. Главным восточным фасадом медресе выходило на небольшую площадь, где располагался хауз.
С севера к нему примыкали здания квартального центра: каркасная мечеть, к южному фасаду – баня из двух помещений и тахоратхана, поодаль находилось небольшое кладбище.
Довольно сложна история возведения медресе. Наиболее древней его частью считается ханака Муйи Муборак. Она была основана, по одним письменным источникам, в 1790 г., по другим – в 1820 г. при жизни отца Абул-Касима Бешагачи специально для хранения священной реликвии – волоса из бороды Пророка, привезенного паломниками из Мекки. Вероятно, тогда же к ханаке пристроили медресе в один этаж, рядом мечеть, трапезную и айван. Во время реконструкции в середине XIX в. был возведен второй этаж и перестроен главный фасад.
Медресе имело несколько названий: наиболее раннее – Карахан-ишан, позднее – Мадихан-кази и Янги-махалля. На склоне лет в июне 1892 г. во время трагических событий ташкентского восстания («Холерный бунт») Абу-л-Касим пытался примирить правительство с восставшими. Он объявил, что «принял на себя беду», и эпидемия скоро покинет город.
4 июля 1892 года Абул-Касим ишан скончался, на следующий день эпидемия действительно прекратилась. После его смерти медресе стали называть его именем.
В конце XIX в. в медресе Абул-Касим ишан обучалось 120 студентов. Имена некоторых из них хорошо знают в нашей стране. Например, поэт, каллиграф и инициатор первого издания произведений Навои Мир Ахмад сын ‘Абдурахима (умер в 1916 г.), который известен еще по поэтическому прозвищу Шаик.
В медресе Абу-л-Касым ишана (Муи Муба-рак) он преподавал основы каллиграфии, арабский и другие языки. Содействовал подготовке к печати произведений Навои, став редактором издания. Мир-Ахмад написал также подражания к «Пятерице» (Хамса).
Здесь же учились основоположник школы узбекского романа Абдулла Кадыри, основатель Национального университета Узбекистана Мунаваркори Абдурашидхонов и драматург Гулям Зафари.
Медресе Абу-л-Касым ишан прямоугольно в плане (55×46 м по внешнему контуру, 22×28 м – внутренний двор). Монументальный главный фасад
подчеркнут порталом. К нему примыкают два крыла, фланкированные на углах башнями – гулдаста, с фонариками мезона. Входная часть необычна для медресе. Помимо традиционных мион-сарая – вестибюля, дарсханы и коленчатых проходов во двор, в северной части вместо мечети находится мактабхана.
Двор медресе прямоуголен, со скошенными углами, по периметру он окружен худжрами в два этажа. В центре западного ряда худжр располагается ханака Муйи Муборак.
В ее интерьере в западной стене – михраб. Вход в ханаку подчеркнут невысоким порталом с широкой арочной нишей, по его сторонам расположены декоративные плоские арочные ниши.
Над дверным проемом и нишами в прямоугольных фризах содержатся надписи со стихотворной историей предназначения ханака.
Во время последней реставрации медресе освободили от пристроек и в некоторых частях переложили стены. Металлический купол ханака покрыли бирюзовой краской, отреставрировали и надписи на ее фасаде. На главном фасаде куполки мезона покрыли металлом, в оконные проемы вставили ганчевые и кирпичные панджара. Лоджии перед худжрами 2-го этажа оградили деревянными перилами с решетками геометрического рисунка.
В настоящее время в медресе расположен центр национального прикладного искусства «Олтин мерос»– «Золотое наследие». Это школа национальных ремесел, где обучают и работают художники, ювелиры,резчики по дереву и миниатюристы.
Источник: книга-альбом "Архитектурная эпиграфика Узбекистана". Ташкент
Проект "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира"