Думаю, ни для кого из подписчиков и постоянных читателей не секрет, что ваш Ленивец обожает детективы и регулярно что-то о них пишет, например "Детективы с самым необычным местом действия" (почитать можно здесь) или "Где происходит действие любимого детского детектива про Черного Призрака" (почитать можно здесь), но про компьютерные игры я выкладываю статью впервые.
Нет, ну право слово, а что еще делать человеку, который не может проводить выходные в поездках в другие города и прогулках по Москве? Я, все-таки, достаточно молод для того, чтобы "залипать" в компьютере. Ну, и учитывая мою страсть к детективному жанру, было бы странно, если бы я игнорировал величайшего сыщика всех времен - Шерлока Холмса. О одной любопытной игре с его участием я и хочу рассказать сегодня.
ЧТО ЗА ИГРА, ЛЕНИВЕЦ?
Предпоследнее (на данный момент) творение студии Frogwares, расположенной в славном городе Киеве, о котором мне очень хочется как-нибудь написать, благо моя поездка туда лет 6 назад (блин, так давно?) оставила очень яркие впечатления. Но сегодня - о Холмсе. Вышла игра в 2014 зовется она "Sherlock Holmes: Crimes and Punishments" (Шерлок Холмс: Преступления и наказания). Студия Frogwares, с момента своего основания в 2000 году, вообще посвятила себя герою произведений Артура Конан Дойла - к настоящему моменту их накопилось 12 штук, и наш сегодняшний пациент может считаться вершиной их творчества на этом поприще, хотя, как и любого произведения, у этой игры есть свои, индивидуальные, достоинства и недостатки.
ВО-ПЕРВЫХ, О ЧЕМ ОНА?
"Преступления и наказания" являют собой интересную попытку увязать классического Холмса (причем, ближе к авторской традиции и старым британским экранизациям, а не нашему сериалу с Ливановым) и его более динамичные современные интерпретации из фильмов Гая Ричи и, конечно же, БиБиСи-шного сериала "Шерлок". Сюжет состоит из 6 не связанных "дел", половина из которых непосредственно основана на рассказах Конан Дойла, а также из общей второстепенной линии террористов/анархистов/идеалистов. Адаптации классических расследований (из рассказов "Черный Питер", "Убийство в Эбби-Грейндж" и маленькой виньетки "Исчезнувший экстренный поезд", в которой Холмс не упоминается напрямую, но внимательные читатели, естественно, угадали, что это за «довольно известный в те времена дилетант-логик», написавший письмо с разгадкой исчезновения в "Таймс") получились отличными - они очень уважительно относятся к первоисточнику, внося лишь микроскопические изменения (чтобы фанатам, досконально знающим сюжеты произведений, не было совсем скучно играть). К тому же, довольно любопытно реализован финал каждого расследования: каждого преступника можно либо "наказать", либо "простить" - а потом перечитать рассказ и узнать, насколько наш выбор совпал с решением настоящего Холмса. Сам Холмс здесь просто роскошен - он очень близок к дойловскому "оригиналу", но при этом, в современных традициях, чуть эмоциональнее и саркастичнее, откровенно получая удовольствие от расследований и игры в кошки-мышки с подозреваемыми.
И КАК МЫ РАССЛЕДУЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?
Заголовок "почувствовать себя Холмсом" в моей статье не для красного словца. "Преступления и наказания" дают возможность "влезть в мозги" величайшего сыщика с помощью 4 простеньких, но эффективных решений:
- наблюдательность - нажав определенную кнопку, мы входим в режим "концентрации", где Холмс осматривает места преступлений своим внимательным взглядом, подмечая детали, которые проигнорировала полиция;
- дедуктивный метод - нажав другую кнопку, мы воспроизводим картину преступления на основании имеющихся улик, восстанавливая порядок событий;
- Холмс видит всех насквозь - эта мелочь перекочевала прямиком от Шерлока-Камбербэтча. В начале общения с каждым из подозреваемых и свидетелей, мы имеем возможность внимательно оценить их внешний вид и сделать ряд наблюдений, которые "выплывают" в виде текста поверх подмеченных деталей (например "кольцо на пальце - женат", "потрепанная одежда - беден", "красные глаза - плакала");
- "чертоги разума" - самая любопытная особенность. Находя улики и опрашивая свидетелей, мы восстанавливаем картину произошедшего в виде отдельных фактов, которые "роятся" в мозгу у Шерлока. Эти факты необходимо "связывать" друг с другом, пока они не сложатся в цельную мозаику, определив убийцу, мотив и метод. Прелесть в том, что интерпретировать факты можно по-разному, а значит есть вероятность ошибиться и, таким образом, упрятать за решетку невиновного человека, находясь при этом в полной уверенности, что поймали истинного злоумышленника.
Помимо этого, в игре великолепная картинка, позволяющая насладиться проработанными декорациями (квартира на Бейкер-стрит просто шикарна), атмосферой викторианской Англии (лично мне особенно приглянулось второе расследование, где Холмс и Ватсон/Уотсон перемещаются между маленькими железнодорожными станциями в поисках пропавшего поезда), а авторы регулярно подкидывают новые, необычные, задачки (вроде подготовки ловушек для бандитов а-ля "Один дома"), делающие каждое расследование уникальным.
УХ ТЫ! ВСЕ НАСТОЛЬКО ХОРОШО?
Ну, не совсем. У "Преступлений и наказаний" есть ряд моментов, которые немного портят впечатление от игры, как "механических" (как это все играется), так и "сюжетных". Например, в игре о-о-очень много задачек на взлом замков, и уже после 2-3 это делать становится очень скучно. К счастью, их можно пропустить. Механика знаменитой "маскировки" Холмса, несмотря на множество вариантов волос, бород и усов, нужна ровно два раза за всю игру. Здешний Ватсон/Уотсон просто ужасен - мало того, что он получился ну полным идиотом и по сюжету бесполезен, так еще и (в паре моментов) умудряется "запирать" нас в маленьких комнатах, встав в дверях и не давая выйти. Есть несколько крайне затянутых моментов (блуждание по древнеримским лабиринтам или беготня по ботаническому саду). Кстати, расследование убийства в запертом кабинете римских бань и смерти куратора ботанического сада - это оригинальные "сюжеты" авторов игры, и они очень заметно "проседают" на фоне адаптаций рассказов Конан Дойла.
Главный минус - это чувство недосказанности, которое остается в финале некоторых расследований и самой игры в целом. В отдельных делах мы далеко не всегда "увязываем" все нити воедино, в результате чего отдельные вопросы остаются без ответа. Но главный минус - сюжет с "викторианскими Тайлерами Дёрденами". Мало того, что те самые анархисты-идеалисты никак не влияют на игру (за исключением пары упоминаний в начале и конце нескольких расследований), так еще в финале их линия завершается одним монологом и одним выбором который делает Холмс. Они бесполезны - с тем же успехом, можно было оставить игру просто шестью отдельными расследованиями, и это никак не повлияло бы на общее впечатление.
НО ПОИГРАТЬ ВСЕ-ТАКИ СТОИТ?
Да, однозначно! Все вышеуказанные минусы никак не отменяют того факта, что "влезть в шкуру" Шерлока Холмса чертовски интересно, и это несомненно лучшее игровое воплощение знаменитого сыщика. А если показалось мало и хочется добавки - то есть продолжение, "Шерлок Холмс: Дочь Дьявола", но... Там модернизация зашла чересчур далеко, скажем так. Холмс и Ватсон/Уотсон, мягко говоря, метросексуальны, появилось очень много динамичных "боевых" вставок, а сюжет вращается вокруг приемной дочери (!) Холмса, которая, на самом деле, дочь Мориарти (!!!). Но, если сегодняшняя статья показалась вам интересным отступлением от обычной тематики "Путешествий Ленивца", то я с удовольствием расскажу и про продолжение! Да чего уж там, я даже вспомню старую российскую игру, герои которой были озвучены Ливановым и Соломиным... Что, к сожалению, является единственным её достоинством! А пока - до новых встреч!
Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.