Многие из нас наверняка хотя бы раз в своей жизни слышали про Сотбис и Кристис, чаще всего из новостей, рассказывающих о том, что те или иные предметы искусства были проданы за баснословные суммы. И неудивительно, ведь Сотбис (англ. Sotheby's) и Кристис (англ. Christie’s) — это крупнейшие в мире аукционные дома, основанные в 18 веке и имеющие связи с миллиардерами и членами королевских династий по всем миру. Не то чтобы неискушенные обыватели, но и люди, глубоко вовлеченные в мир художественных аукционов, с трудом смогут найти какую-либо разницу между двумя этими аукционными гигантами. Давайте посмотрим на их историю и попробуем найти отличия.
История аукционного дома Сотбис началась в Лондоне в 1744 году. Тогда предприниматель, издатель и продавец книг Сэмюэл Бейкер устроил свой первый аукцион «Несколько сотен скудных и ценных книг». Мероприятие принесло ему прибыль в 826 фунтов стерлингов. Бейкер подумал, что нащупал неплохой источник для заработка. В дальнейшем он установил партнерство с крупными библиотеками, которые помогали ему с поиском редчайших и уникальных лотов для аукционов. Так, после смерти Наполеона, на аукционе были проданы книги, которые бывший император взял с собой в ссылку на остров Святой Елены.
Впоследствии к своей работе Бейкер привлек своего племянника Джона Сотби (1740–1807), по фамилии которого и была зарегистрирована торговая марка аукциона. Сотбис стал своего рода закрытым клубом «для своих», работу в котором могли получить исключительно аристократы. В середине 1950-х годов Сотбис расширяет свой ассортимент, создав отдел импрессионизма и современного искусства. В число покупателей входило множество великих мира сего, в том числе и королева Великобритании Елизавета II. В 1957 году она почтила своим присутствием коллекцию работ Вайнберга, состоящую из серии работ импрессионистов и постимпрессионистов, ранее принадлежавших голландскому банкиру Вильгельму Вайнбергу.
В 1964 году Сотбис покупает крупнейший в то время аукционный дом в США Parke-Bernet и выходит на рынок за океаном. На сегодняшний день аукцион Сотбис является одним из старейших и крупнейших аукционов изобразительного искусства в мире. Он имеет представительства в 80 крупнейших городах мира, в том числе и в Москве, а годовой оборот составляет около $ 4 млрд.
История аукционного дома Кристис также начинается в Лондоне. Свои первые торги основатель аукциона антиквар Джеймс Кристи провел в 1766 году в торговом зале лондонского Pall Mall. В 1778 году он уже вел переговоры с императрицей Екатериной Великой о продаже произведений искусства. Кто знает, возможно многие экспонаты Эрмитажа появились именно благодаря взаимодействию с Джеймсом Кристи.
К 1786 году Christie's продал библиотеку известного доктора Сэмюэля Джонсона, создателя словаря английского языка (1755). В эту коллекцию вошли проницательные книги по различным темам, включая, помимо прочего, медицину, юриспруденцию, математику и теологию. В 1824 году в Лондоне была основана Национальная галерея, большую часть которой составили лоты, приобретенные на аукционах Кристис. Нью-йоркский Метрополитен-музей, наоборот, начал сотрудничать с Кристис, чтобы выйти на лондонский рынок художественного искусства. В 1958 году музей впервые предложил аукциону свой первый лот. Сегодня Кристис имеет всемирное влияние, имея свои представительства в Европе, Азии, Африке и Америке.
Обобщенно можно сказать, что достичь всемирных успехов этим аукционам помогли связи с влиятельными людьми. Уникальностью аукционных домов является то, что они оба предлагают массу преимуществ для своих покупателей. Например, Кристис делает скидки на билеты первого класса на свои мероприятия. Поскольку Сотбис знает, что Кристис является её основным конкурентом, ему не остается ничего другого, как предложить своим покупателям аналогичные преимущества.
Главное отличие аукционных домов заключается в их организационно-правовой форме: Кристис находится в частной собственности французского миллиардера Франсуа Пино, в то время как Сотбис является публичной компанией. Частный характер Кристис означает, что по закону разрешено раскрывать только свои конечные продажи. По соглашениям третьих сторон Кристис гарантировал минимальные цены на изделия, но они не обязаны показывать эти предложения широкой публике. С другой стороны, Сотбис был привлечен к ответственности за передачу информации о сделках своим акционерам. Акционеры могут открыто жаловаться, когда они недовольны доходностью капитала.
В июне 2019 года франко-израильский телекоммуникационный бизнесмен Патрик Драхи сделал предложение купить Сотбис за $ 3,7 млрд. Это сделало бы Сотбис более гибким в оформлении сделок, поскольку отпала бы необходимость оправдывать дорогостоящие гарантии или другие выгоды для акционеров. Это успокоило бы и покупателей, которые бы больше не стали подвергаться пристальному вниманию со стороны общественности. Новая модель Сотбис все еще проходит одобрение акционеров и закона. Возможно, что в скором будущем Сотбис станет частной компанией, и легендарные аукционные дома можно будет сравнить «на равных».
Пока же Сотбис специализируется больше на продаже американской мебели и фотографии, Кристис занимается преимущественно европейской мебелью, книгами и рукописями. Но оба дома занимаются продажами фантастических ювелирных коллекций. Тем не менее, когда люди решают что-то купить или продать на аукционе, они задаются вопросом: «А кто же из них лучше»?
Сотбис и Кристис как и столетия назад продолжают гоняться за уникальными лотами. В 2019 году оба аукционных дома добились значительных продаж в различных областях. Сотбис продал коллекцию самых редких кроссовок от Nike, Adidas и Air Jordans. Канадский предприниматель Майлз Надаль купил почти весь лот за $ 850 000. Единственной оставшейся парой обуви была обувь Nike Waffle Racing Flat Moon Shoe 1972 года, которая, как ожидается, будет продана за $ 160 000.
Тем временем Кристис продал одну из немногих существующих статуй египетского фараона Тутанхамона за $ 6 млн. До того, как скульптура была продана владельцу галереи в Вене, она принадлежала принцу Вильгельму фон Турн-и-Таксис. Однако власти Египта считают, что статуя была украдена из храма Карнак недалеко от древнего города Луксор в 1970-х годах. После этой ситуации Кристис выступил с заявлением, что в будущем они будут более подробно изучать историю своих лотов.
В настоящий момент Кристис и Сотбис являются главными конкурентами друг для друга. В непрерывном столкновении каждый аукционный дом пытается доказать, что именно он самый лучший. Однако в игре все чаще стали замечать третьего игрока — аукционный дом Филлипс, который также был основан в 18 веке и известен своей помощью начинающим артистам. Сотрудники отдела современного искусства аукционного дома Филлипс заявили, что будут делать ставку на качество, а не на количество. Возможно, Сотбис и Кристис скоро захотят сделать то же самое.