Вчера, 27 апреля 2020 г., министр просвещения страны Сергей Кравцов откровенно рассказал корреспонденту газеты "Коммерсант" о школьном обучении в условиях пандемии.
Федеральные чиновники редко описывают ситуацию объективно. Они предлагают удобную информацию. К любым интервью готовятся тщательно. При появлении противоречий от встреч с прессой отказываются. Используют спасительную фразу "без комментариев". Как правило, они говорят так, чтобы и начальник похвалил, и население несильно возмущалось. А то особо активные напишут правдиво-возмутительный отзыв в интернете, и думай потом, как доказать, что этого не было. При этом главная задача - себя сохранить в должности на годы и личный рейтинг себя как руководителя не снизить.
В этом интервью главный чиновник в просвещении был другим. То ли наболело. Или задело лично. А может быть просто оговорился - сказал не ту фразу. В качестве ещё одной версии можно добавить недоработку помощников. Они ведь трудятся на расстоянии, удалённо. И, кроме того, рождается ещё одна версия - у Сергея Сергеевича развита "аппаратная смелость".
О чём же министр Кравцов С.С. сказал откровенно? В чём проявились его чиновничья смелость и юридическая компетентность?
Александр Черных, корреспондент газеты "Коммерсант", получил большой объём информации о школьном обучении в марте-апреле 2020 года, его развитии и планах на начало следующего учебного года.
Федеральный чиновник Кравцов С.С. описал и организационные трудности, и технологические, и содержательные. Признал, что не всё получается. Но ещё он заявил, что "давайте я откровенно скажу: еще в начале года невозможно было представить, что в марте все школьники России будут вынуждены резко перейти на домашнее обучение".
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов смело и откровенно заявил о том, что российские школьники переведены на домашнее обучение.
Поэтому, уважаемые ученики и их родители, дистанционного обучения вам никто не обещал и не предлагал. Вы ошибались.
Вы включены, по мнению министра просвещения, в домашнее обучение (семейное обучение) или самообразование. А оно содержательно и организационно отличается от дистанционного образования.
В соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" школьникам было предложено семейное обучение. В статье 17 данного закона указано "Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
Поэтому министр просвещения Кравцов С.С. в интервью газете "Коммерсант" откровенно сказал о том, что в марте-апреле 2020 года школьникам и их родителям было предложено перейти на семейное образование или самообразование. Роли при таком получении образования распределяются так: учителя ставят задачи; школьники совместно с родителями выполняют их; и далее школа проводит промежуточную и итоговую аттестацию.
Его чиновничья смелость заключается в том, что он первым публично признал тот факт, что условия для дистанционного образования пока отсутствуют. Фактически в нужное время объявил то, что известно всем. В этой ситуации учителя точно будут говорить о смелости министра. Но она всё же аппаратная, так как Сергей Сергеевич признал эту ситуацию не сразу, а под влиянием сложившейся образовательной ситуации. Министр понял, что для сохранения себя в должности лучше сказать "удобную правду".
Юридическая компетентность министра Кравцова С.С. объясняется тем, что он сумел подобрать нужный термин для объяснения сложившейся ситуации в школьном образовании. Сам он юридически грамотен, или помощники подготовленные, в данной ситуации не имеет значения.
Уверен, что теперь термин "домашнее обучение" будет использоваться повсеместно. Ведь тогда не придётся объяснять не готовность школьного образования к дистанционному обучению. Кроме того, в этой ситуации виновна не система, а конкретная семья, которая не смогла организовать обучение. А чиновники опять проявили себя с лучшей стороны, создав все возможные условия.