Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее
Это страшное слово-тирания
Жил да был в Афинах человек по имени Килон. Он был вне всякого сомнения аристократом, получившим хорошее образование и воспитание. Больше того, он упорно стремился к греческому идеалу создания гармоничной личности и вложил в это немало сил. Его старания принесли неплохой результат Килон стал олимпиоником, то есть чемпионом олимпийских игр в одном из видов состязаний. Во время 35-й Олимпиады он победил в диавлосе, двойном беге. То есть в забеге на 2 стадии, что составляло примерно 384 метра.
Быть олимпиоником было весьма почетно, согласно древним обычаям, такая победа даже давала право на царскую власть. В это время в Афинах уже не было царей, правили архонты из числа евпатридов. Сам обычай был уже древним и полузабытым даже в VII в. до н.э., однако как оказалось забыли его не все.
А еще Килон был зятем мегарского тирана Феагена. Как раз в эти времена Мегары и Афины боролись за власть над островом Саломин и за влияние в Аттике. Неизвестно внушал ли Феаген своему зятю идеи по захвату власти или нет, но, когда Килон решил стать «первым парнем в Афинах» отговаривать его он не стал, а наоборот помог, выделив вооруженный отряд. Как бы то ни было пример тестя не мог не сыграть своей роли в принятии Килоном окончательного решения. Да и без отряда наемных головорезов решиться на захват власти было бы непросто.
Килон подошел к делу обстоятельно. Кроме вояк тестя он смог собрать вокруг себя некоторое количество сторонников из числа молодых аристократов. Причем удалось сохранить грядущий мятеж в тайне. Он даже советовался с Дельфийским оракулом, что было удовольствием недешевым. Оракул устами Пифии обещал ему успех в день наибольшего праздника Зевса. Килон решил, что боги и Судьба благоволят ему ведь во время праздника, посвященного Зевсу Олимпийскому он отмечал годовщину своей победы на Олимпийских играх. Как победитель Олимпийских игр он имел право подняться на Акрополь в сопровождении толпы друзей и поклонников.
В 640 году до н.э. Килон, как и собирался, безо всяких проблем захватил Акрополь. Но вот дальше что-то пошло не так. Сведения, которыми мы обладаем имеют довольно разрозненный характер. Кто-то еще должен был примкнуть к заговору и обеспечить ему победу, но этого не произошло. Против Килона и его соратников поднялось все население Аттики. В осаде Акрополя приняли участие как городские жители, так и крестьяне. Возможно против Килона сыграло участие в захвате Акрополя иностранных воинов. Народ счел его предателем, действующем в интересах Мегар.
Осада затянулась, Килону с братом удалось бежать и больше ничего об их судьбе неизвестно. Что касается остальных заговорщиков, то их ждала незавидная участь. Согласно Фукидиду:
«Остальные же находились в таком тяжелом положении, что некоторые были при смерти от голода; ввиду этого они сели в качестве молящих к алтарю на Акрополе. Тогда те афиняне, которым поручено было их стеречь, видя, что они умирают в храме, предложили им выйти и обещали не делать им ничего худого, но на самом деле увели их и убили. С некоторыми же расправились, несмотря на то, что они по дороге сели в качестве молящих к алтарям „Почтенных богинь”».
По другим источникам осажденные припали к алтарю богини Афины, моля о милосердии и когда оно было им обещано они «...прикрепили нитку к ее алтарю и, держась за эту нитку, двинулись через город. Однако нитка порвалась (может быть, это было подстроено их противниками); тогда Мегакл со своими приверженцами бросился на противников и перебил их всех до последнего...».
Порвавшуюся нитку сочли знаком того, что богиня отказала преступникам в покровительстве.
Убийство людей заручившихся покровительством богов было сочтено кощунством. Через много лет, когда многих участников событий уже не было в живых состоялся суд над святотатцами. Так виновными были признаны архонты, руководившие подавлением мятежа, особенно первый архонт Мегакл из фамилии Алкмеонидов. По приговору суда трупы виновников были выброшены из могил, а род их предан вечному изгнанию. И в будущих веках членам рода Алкмеонидов будут неоднократно припоминать это кощунство и требовать их изгнания.
Тиран Феаген видя крах попытки устроить в Афинах переворот и посадить на трон своего союзника начал продолжительную войну, результатом которой стал захват Саломина Мегарами.
Согласно легенде для очищения Афин от скверны святотатства, кторая легла на них после убийства друзей Килона у алтарей «Почтенных богинь», которых отождествляют с богинями мести Эриниями, был вызван великий критский пророк Эпименид Критянин. Считалось, что это легендарная личность, но неожиданно древняя легенда получила вещественное подтверждение. Святилище «Почтенных богинь» было расположено на северном склоне скалы Ареопага. Приглашенный с Крита для очищения города Эпаменид прежде всего должен был произвести очищение этого святилища, оскверненного кровью жертв. Затем, во время очищения города, вблизи алтаря «Почтенных богинь» был построен «Килоний», маленький храм в знак искупления нечестиво пролитой крови.
"При раскопках в 1932 г. в районе предполагаемого святилища была найдена постройка геометрического периода и вблизи нее клад посвятительных предметов, датируемых первой половиной и серединой VII в. Дата смуты Килона, топография местности, датировка посвятительного клада совпадают по месту и по времени (640—630 гг.). Поэтому едва ли можно сомневаться в том, что раскопки 1932—1939 гг. на Ареопаге вскрыли вещественные свидетельства об одном из ранних событий истории Афинского полиса». К. М. КОЛОБОВА
Следующий раз о «Килоновой смуте» пришлось вспомнить уже в XXI веке. В 2011 году начались археологические раскопки на месте будущего строительства Культурного центра Фонда Ставроса Ниархоса. Была раскопана часть фалеронского некрополя, где среди прочих было обнаружено несколько необычных захоронений.
Три рва разной длины в которых похоронены останки 80 молодых мужчин убитых одним ударом по голове. Похоронный инвентарь отсутствует. У тридцати шести скелетов руки связаны и вытянуты над головой.
Возраст скелетов колеблется от 20 до 30 лет, четверо-моложе 20 лет, один скелет принадлежит подростку 12-14 лет.
Исследования показали, что при жизни это были хорошо сложенные, тренированные молодые люди. У скелетов отсутствуют деформации, вызванные тяжелой работой, а хорошее состояние зубов указывает на хорошее питание. То есть это не могли быть рабы или бедняки, это явно граждане Афин, почему же они захоронены столь неподобающе и почему убиты в столь раннем возрасте. Объяснение только одно-казнь.
Совершенно случайно в захоронения попали два сосуда, по которым их удалось датировать 650-625 годам до н.э.
Группа молодых граждан Афин, совершившая тяжкое преступление против своего полиса и казненная за это в 50-25 годах VII век до н.э. В этот период нам известно только одно событие, которое могло привести к подобным последствиям для его участников – Килонова смута! Эта гипотеза впервые была высказана археологами, работавшими на раскопках Фалеронского некрополя.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье
«Древний город Афины и его памятники» К.М. Колобова
"ИСТОРИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ" В. П. Бузескул
Статья «Древний порт Афин Фалерон и его тайны» автор Юлли Улетова
Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее
Это страшное слово-тирания