Найти тему

Почему верят или нет тому, что читают?

Кто, согласно Библии, проглотил Иону?
А сколько животных каждого вида взял на ковчег Моисей?

Скорее всего, вы ответите «кит» и «два» — и будете не совсем правы. Ведь ковчег построил Ной, а не Моисей, что, уверен, вам хорошо известно.

❓Почему многие отвечают на второй вопрос неправильно?

Из-за мнимой убедительности. Первый вопрос задал общий контекст, и в нем Моисей выглядел вполне уместно. Замените его на упоминание, скажем, Юлия Цезаря, и вопрос сразу же покажется абсурдным.

❓Как повысить убедительность текста?

Ответ Нобелевского лауреата, психолога Даниэля Канемана: максимально снизить когнитивное напряжение у читателя.

💡Не используйте сложных выражений, если достаточно простых. По статистике, инвесторы ожидают более высоких доходов от акций с легко произносимыми названиями, а не с замысловатыми.

💡Люди доверяют звучным выражениям, похожим на поговорки или изложенным в стихотворной форме. Что звучит органичнее: «вместе горевать — меньше враждовать» или «вместе горевать — меньше соперничать»? Ответ очевиден.

💡Сделайте все возможное для повышение читабельности: выберите качественную бумагу, внятный шрифт, хорошо различимый цвет букв.

И наоборот.

Хотите, чтобы к тексту отнеслись максимально внимательно? Затрудните читабельность. В тесте Шейна Фредерика на когнитивную рефлексию, набранном обычным шрифтом, хотя бы одну ошибку совершали 90% студентов. Этот показатель был ниже на 35% в группе, которая получила те же самые задания, напечатанные мелко и не так отчетливо.