Найти тему

Иконопись.

Характерный тип русского христианского искусства, икона была первоначально выведена из византийских мозаик, фресок и миниатюр. Стремление сохранить народные легенды в неизменном виде вылилось в России в ее развитие из греческого образа (Эйкона), а из иконы была выработана оригинальная русская форма, расписная ширма или иконостас, которая установилась повсеместно к XV веку. Он стал главным украшением Православной Церкви, приняв на себя функцию алтарного ограждения или занавеса в Восточной Церкви. Как и просцениум греческого театра, иконостас имеет три двери; через центр могут пройти только священники. Она отделяла святая святых от верующих почти так же, как Руд-экран в Западной Церкви; но она играла гораздо большую роль в литургии, и каждая отдельная картина на ней имела определенное значение. Иконописцы были анонимными монахами, чья работа, сопровождаемая молитвой и постом, сама по себе была формой богослужения. С большой осторожностью они готовили свои панели из березового, соснового или липового дерева или, реже, из кипариса, соскабливая плоскую поверхность в центре, так что выступающие наружу края образовывали защитный каркас. Поверхность была загрунтована мелом и размером, а цвета смешаны с яичным желтком в технике темперной живописи. Палитру регулировали строгие правила: в ранних иконах фон был золотым или серебряным, но позже добавились белый, зеленый и синий. В качестве консерванта картина была покрыта яичным белком, который имеет неприятную тенденцию темнеть. Лучшие иконы пришли из новгородской школы иконописи, которая избежала смуты монгольского владычества. Когда князь Андрей Боголюбский осадил город в 1198 году, по стенам пронесли икону, и когда образ Божией Матери был пронзен вражескими стрелами, она заплакала; этот случай является сюжетом о Святой Богородице Владимирской (ок. 1131) - одной из лучших из многих великолепных икон Новгородского музея. Вероятно, три величайших русских иконописца-все они воспитаны в Новгородской традиции иконописи: Феофан Грек (ок. 1340-1410), Андрей Рублев (ок. 1360-1430) - см. Его шедевр "икона Святой Троицы" (1411), написанный для Троицкого Сергиева монастыря, ныне находящегося в Третьяковской галерее, Москва - и Дионисий (ок. 1440-1502). После новгородской школы внимание переключилось на Московскую школу живописи, представленную такими художниками, как Прокопий Чирин, Никифор Савин и Симон Ушаков (1626-1686). Вплоть до середины XVI века иконописцы ограничивали свои изображения фигурами из ветхого и Нового Заветов-в частности, Христом, Девой Марией, святыми, Апостолами и ангелами. Затем в 1551 году царь Иван Грозный созвал Стоглавый (религиозный собор), который одобрил включение царей, а также легендарных или исторических личностей, в пантеон разрешенных изображений. В результате иконопись значительно расширила свои рамки. Столетие спустя этот вопрос вызвал большой раскол в Русской Православной Церкви, но к тому времени понятие нерелигиозной живописи уже прочно утвердилось, и художники просто перешли на портретную живопись, что привело к моде на Парсуны (от латинского слова persona)-изображения людей, похожих на иконы, но нерелигиозного характера. Как правило, они были написаны на деревянных панелях, а не на холсте - их акцент был сделан не на характере натурщика, а на его месте/ранге в обществе. Примером может служить портрет Якова Тургенева* (до 1696 года, Русский музей, Санкт-Петербург) работы неизвестного художника. Русское искусство в 18 веке. Чтобы помочь ему построить украсить свою новую столицу Санкт-Петербург, Петр Великий заманил в Россию многих архитекторов и скульпторов в эпоху Петровского искусства, а также заплатил многим русским художникам за приобретение необходимых навыков в зарубежных художественных академиях. (Другие приехали в Россию по собственному желанию, как итальянский архитектор Бартоломео Растрелли (1700-1771)и Чарльз Камерон (1745-1812). Он намеревался создать специальный художественный отдел в недавно созданной Академии наук, но вмешалась смерть. Однако в 1757 году его преемник завершил свой план, основав российскую императорскую академию художеств. В русской живописи XVIII века доминировало портретное искусство, один из немногих живописных жанров, приносивших деньги, а также различные формы народного творчества. К известным русским портретистам того времени относятся: итальянец Иван Никитин (1688-1742); голландский реалист Андрей Мавеев (1701-39); формальный Алексей Антропов (1716-95); более декоративный, в стиле рококо Иван Вишняков (1699-1761); полноправный художник рококо Дмитрий Левицкий (1735-1822). Его потрясающий портрет Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея, Москва); Иван Аргунов (1727-1802).) покровительствовали могущественный граф Шереметьев, русский Гейнсборо Владимир Боровиковский (1757-1825) и придворный живописец и специалист по сфумато Федор Рокотов (1735-1808).