В 1222 году монголы под предводительством Чингисхана захватили Крым на юге, а в 1237 году татары вошли в Северную Русь, захватив и разрушив города Аджасан, Владимир, Коломну и Москву. В 1240 году были взяты Чернигов и Киев, а к 1242 году Русь вошла в состав Монгольской империи Золотой Орды. Кипчакский Хан из своей столицы сараи, расположенной на притоке Волги, управлял своими русскими владениями как деспот. При этом азиатском владычестве русское искусство было подвержено многим влияниям, не только византийским, как прежде. В Великой Монгольской империи, которая во второй половине XIII века простиралась от Китайского моря до границ Польши и от Гималаев до Сибири, восточные монголы приняли буддизм, а западные-ислам, так что в Россию потекло течение китайского, индийского и исламско-Персидского искусства. Исламская архитектура, как показывает следующая глава, приняла примерно в это же время - особенно в Персии - чувственные формы, соответствующие русскому темпераменту. Четырехцентровые арки, луковичные и сердцевидные купола, глухие окна и нишеобразные углубления теперь часто встречались в русской архитектуре, и новая, яркая окраска крыш и куполов также может быть отнесена к Азиатским влияниям. Многочисленные шпили церквей сияли красными, белыми и зелеными цветами, и все более усиливалась тенденция покрывать их золотом. В таких городах, как Ростов, которые были процветающими центрами во времена монголов, появился татарский "Кремль", или укрепленная цитадель, а когда московский великий князь Иван I перенес свою столицу в Москву и в 1333 году был утвержден в своих санах Великим Ханом, в городе были построены первые каменные церкви, которые всегда, даже в период монгольского владычества, старались превзойти все другие русские центры. Теперь митрополит перенес свое место в Россию, и Великокняжеская власть утвердилась настолько прочно, что в 1480 году Иван III смог освободить всю Россию от татарского ига. «Московское Искусство». В 1453 году османы под предводительством Магомеда II осадили Константинополь с огромной армией и мощным флотом и за сорок дней разрушили древний город, вырезали его сановников и сделали его столицей Османской империи. Только в монастырях Афона, на самом восточном из трех зубцов халкидикийского полуострова, в северной Греции, византийское искусство слабо сохранилось в руках греческих и русских монахов. В противном случае византийское наследство перешло к Руси. Женившись на царевне Софье, племяннице последнего византийского императора, укрывшегося в Риме, Иван III установил контакты с Византией и Европой. Именно он добавил двуглавого орла, знак греческих императоров, к Святому Георгию Московскому и провозгласил себя великим князем и самодержцем всея Руси. При нем и его сыне Иване Грозном (Иване IV) была создана новая Российская империя, а вместе с ней и национальное искусство. Иван IV, который в подражание Цезарю был коронован как "царь", считал себя законным наследником Римской и Византийской империй. Духовенство сразу же придумало идеологию, ставившую московских царей во главе нового мирового государства: все православные страны должны были объединиться в единое Русское царство, и царь был бы единственным христианским императором на земле. Никакой Четвертый Рим не мог последовать за третьим, но только Царство Христа, которое было вечным. В Легенде о Константине Мономахе, отделившем Православную Церковь от Римской, постоянно повторялось величие царского титула. В шапке и паллии Мономаха, одетый в парчу и покрытый золотом, Царь неподвижно сидит на своем троне. Иван IV был "страшен" только для неортодоксальных народов; для православных русских он был суровым и богобоязненным правителем. Религия стала, как и в Византии, мощным фактором политической жизни; во всех частях страны были построены богато одаренные каменные церкви и соборы. Когда Собор Успения Пресвятой Богородицы, только что начатый неопытными местными архитекторами, рухнул, самодержец вызвал из Венеции итальянца Аристотеля Фиоравенти, который построил собор в 1475-1479 годах по образцу старого собора Святого Димитрия Владимирского. Он дал ему, как предвестие нового русского стиля, пять сияющих луковицеобразных куполов (так называемые "императорские крыши") с позолоченными шпилями и крестами с цепями, а интерьер был оформлен в итальянском стиле. Вскоре за ним последовали другие итальянцы, среди которых были Пьетро Антонио Солари, Алевизио Нови и Марко Руфо. Между 1484-1507 годами они построили на самой высокой точке Кремля Благовещенский собор, а Марко Руфо около 1487 года основал так называемый "граненый дворец", как главную резиденцию Ивана IV. таким образом, в России была введена кристаллическая мода резать и полировать каменную кладку, известная как огранка, впервые практикуемая в раннем Ренессансе.