Наше паломничество к Кайласу начинается с монастыря Ганден. Вокруг него проходит непременная кора, и это лучший способ проверить, насколько каждый из нас готов к высокогорному треккингу.
После Алтая дорога кажется совсем легкой. Впечатление усиливает наличие курительниц, в которых паломники жгут арчын, священный можжевельник. В Тибете воскурения символизируют кровь Будды. Половину мешочка с арчыном я забираю с собой – благодарить духов после возвращения от Кайласа.
Несколько портят впечатление бесконечные гирлянды молитвенных флагов – часто уже пострадавших от погоды и больше похожих на большие растрепанные ветром кучи тряпья.
Кора по этим местам очень интересная: на склонах горы множество священных мест типа отпечатков ног и рук разных буддистских знаменитостей, самоявленные из скалы образы будд и пещеры для медитаций великих тибетских деятелей. Я быстро теряюсь, кто здесь кто, и просто наслаждаюсь пейзажами долины реки Куи Чу.
Внутри любой буддийский храм состоит из общего зала – места, где монахи молятся сидя, во главе с ламой, восседающем на специальном кресле, больше похожим на трон.
Напротив главного входа находится статуя той манифестации будды, которой посвящен храм, вокруг нее организован коридор для внутренней коры; по периметру зал окружен пещерообразными часовнями со статуями будд и бодхисаттв
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима