Найти тему

Ударная Армия СССР 1942 года

Даже спустя десятилетия после войны, бойцы 2-й ударной остерегались признаться, что они воевали: «в той самой, власовской…»

Что же на самом деле случилось со Второй ударной армией? Да, Власов командовал этой армией, но правда ли то, что он ее сдал немцам?

В начале сентября 1941 года немцы захватывают Шлиссельбург, тем самым замыкают кольцо вокруг Ленинграда и отрезают 54-ю армию от остальных частей Ленинградского фронта.
9 декабря нашим частям удается отбить Тихвин, и к середине декабря Ставка принимает решение создать на этом направлении Волховский фронт.

Для этого формируют 2-ю ударную армию в состав которой входят: 4-я и 52-я, а также резервные 59-я и 26-я армии. Перед фронтом ставиться задача любой ценой, совместно с 54-й армией, деблокировать Ленинград. Командующим фронтом назначается генерал армии Мерецков.

7 января 1942 года 2-я ударная армия под командованием генерал-лейтенанта Соколова попыталась прорвать оборону немцев на Волховском направлении, но наступление не принесло успеха и части были отведены на исходные позиции. Командующий Соколов был отстранен от командования армией, его место занял генерал-лейтенант Клыков.

-2

13 января с приказом «Вперед и только вперед» 2-я ударная начала отсчет своим непоправимым потерям. Фронт прорывает немецкую оборону у деревни Мясной Бор и устремляется к блокадному Ленинграду. Продвинувшись на 75 км к западу и на 40 км к северу, не дойдя 6 км до Любани, наши войска оказались в «Любанской бутылке», на территории в 3 тыс. кв. км с узким горлышком в месте прорыва.

За январь потери Волховского фронта составили 73 тыс. бойцов Красной Армии.

Новый приказ Ставки: «К 1 марта любой ценой захватить Любань», изможденная и находящаяся под постоянными вражескими атаками с воздуха, армия выполнить уже не смогла. Вдобавок ко всему 19 марта немцы перекрыли «Любанское горлышко», снабжение армии теперь могло осуществляться только по воздуху.

В апреле судьба голодной, полу окруженной Второй ударной была практически решена. Командование принял генерал Власов. Но что он уже мог сделать? Спасать армию нужно было еще в конце февраля, тогда еще можно было спасти и людей и технику, отступив к Мясному Бору.

После окончания войны разгром Второй ударной и провал Любанской операции спишут на Власова, как на наиболее подходящую для этого мишень. Если бы генерал тогда не попал в плен, возможно о Любанской операции просто забыли бы, уделив ей строчку в энциклопедии, как поступили с многими не удавшимися наступательными операциями.

Тех, кому каким то чудом посчастливилось выжить и выбраться из Волховского котла, на Большой земле встречал СМЕРШ, и отправлял этапом по лагерям НКВД и они еще многие годы предпочитали молчать и не вспоминать где, и в какой армии воевали