Европейский союз, как элементы его структуры взаимодействуют между собой.
Действительно у ЕС есть свои особенности. Это не союз штатов, как, например, в США или Германии, и не межправительственная организация, как, например, ООН или ВТО. Евросоюз – это гибридный орган с федеративными и межправительственными элементами. Он уникальным образом сочетает в себе эти элементы и у него нет аналогов.
Почему Европейский Союз?
Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург, которые проложили путь к созданию ЕС, были жертвами и агрессорами, захватчиками и захваченными, победителями и побежденными во времена двух мировых войн. Стратегическими ресурсами, необходимыми странам для ведения войн, были угол и сталь. После Втором мировой войны эти шесть стран договорились о совместном решении в отношении угля и стали в рамках инновационной институциональной структуры, которая состояла из Совета министров и Комиссии.
Принятие решений
В основе ЕС лежат три договора. На самом деле договоров и поправок к ним больше.
- Договор о Европейском сообществе подписан в Риме 25 марта 1957 года и вступил в силу 1 января 1958 года.
- Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Евроатоме) подписан в Риме также 25 марта 1957 года.
Эти два договора часто употребляются как Римские договоры. Однако, когда используется термин Римский договор, имеется в виду Договор о Европейском сообществе.
- Третий Договор о Европейском Союзе подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте и вступил в силу 1 ноября 1993 года.
За принятие решений в Европейском союзе отвечают:
- Европейский Парламент;
- Совет Европейского союза;
- Европейская комиссия.
Эти институты, созданные договорами, разрабатывают политику и законы ЕС. Евросоюз может действовать только в случае, когда государства-члены предоставят ему право в рамках определенного договора, который принимается единогласно.
Европейский Парламент
Этот институт представляет граждан Европейского Союза и избирается ими напрямую. Европарламент выполняет три основные функции:
- законодательную;
- функцию демократической консультации;
- контроль над бюджетом ЕС.
Совет Европейского союза
Этот институт является основным директивным органом ЕС и представляет его отдельные государства-члены. Министры национальных правительств участвуют в его заседаниях.
Функции Совета ЕС:
- принимать законы ЕС;
- координировать экономическую политику государств-членов еврогруппы;
- утверждать бюджет ЕС;
- разрабатывать внешнюю политику и политику безопасности Евросоюза;
- координировать сотрудничество между национальными судами и полицией по уголовным делам.
Председательство в Совете сменяется каждые шесть месяцев. Европейский Совет состоит из президентов и / или премьер-министров государств-членов и является высшим директивным органом Европейского Союза. Европейский совет собирается четыре раза в год для согласования общей политики ЕС и оценки прогресса.
Европейская комиссия
Этот институт не представляет интересы какого-либо отдельного государства-члена но стремится представлять интересы сообщества или Союза в целом. Это двигатель в институциональной системе ЕС. Он предлагает законодательство, политику и программы действий и несет ответственность за обеспечение выполнения решений, принятых Союзом. Каждое государство-член назначает комиссара на пятилетний срок. Двадцать пять членов Комиссии независимы и не получают инструкций от национальных правительств.
Функции Еврокомиссии:
- предлагает законодательство парламенту и Совету;
- управляет политикой ЕС и бюджетом;
- обеспечивает соблюдение европейского законодательства;
- представляет ЕС на международной арене.
Прочие элементы структуры ЕС
- Европейский суд призван обеспечить соблюдение законодательства ЕС.
- Европейская счетная палата проверяет финансирование деятельности Союза.
- Комитет по экономическим и социальным вопросам представляет социальных партнеров.
- Комитет регионов представляет региональные и местные органы власти.
- Европейский центральный банк отвечает за европейскую монетарную политику.
- Европейский инвестиционный банк финансирует инвестиционные проекты ЕС.
- Европейский уполномоченный по правам человека защищает граждан и организации ЕС от плохого управления.
Что может Европейский Союз, а чего нет
ЕС может действовать только тогда, когда государства-члены предоставят ему на это право. Государства-члены делают это, соглашаясь, единогласно, с тем, что может сделать ЕС, включив это в обязательные договоры.
В некоторых областях государства-члены наделили Союз исключительной компетенцией действовать от их имени. Этими областями являются: таможня, конкуренция на внутреннем рынке, денежно-кредитная политика стран евро, сохранение морских биологических ресурсов и международная торговля.
В других областях государства-члены делят компетенцию с Союзом. Этими областями являются: внутренний рынок, определенные аспекты социальной политики, сплоченность, сельское хозяйство, рыболовство, окружающая среда, защита потребителей, транспорт, трансъевропейские сети, энергетика, безопасность и правосудие, а также общие проблемы безопасности в общественном здравоохранении.
В других областях ЕС может действовать только для координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами. Этими областями являются: здравоохранение, промышленность, культура, туризм, образование, молодежь, спорт, профессиональное обучение, гражданская защита и административное сотрудничество между национальными властями.
Автор: Stepan Kovalev