Найти тему

Рецензия на концертный альбом группы Planet X "Live From Oz" (2002)

PLANET X
Live From Oz
℗ 2002 Inside Out Music IOMCD 098 / SPV 085-41872 CD
15 tracks = 73'01"

Нужно быть не просто смелым, а очень наглым инструменталистом-виртуозом в жанре современного (около)прогрессивного рока, дабы позволить себе записать и выпустить стопроцентно инструментальный концертный альбом. Ибо и реакция широкой покупающей публики на подобные CD не очень-то ясна, а уж критики, понятно, оказываются постоянно недовольны – достаточно вспомнить язвительную реакцию на концертные творения гитарного суперкомбо Chastain / Harris "Counterpoint – Live! Wild And Truly Diminished!!" (1992) и американского гитариста-виртуоза Винни Мура "Live" (1998). Тем не менее клавишнику Дереку Шериньяну в роли предводителя инструментального супертрио Planet X (в компании фьюжн-барабанщика Вёрджила Донати и общеизвестного монстра гитарной неоклассики Тони МакАльпайна) храбрости не занимать – чего стоят только его публичные наезды на бывших работодателей Kiss, и, следовательно, уж журналистов-то ему бояться нечего. Но, тем не менее, разгневанных возгласов в адрес "Live From Oz", записанного 13 июня прошлого года в зале The Corner Hotel в родном городе Вёрджила, австралийском Ричмонде, что-то не слыхать – и причина этого весьма и весьма необычна. Ведь концертный альбом какого угодно состава всегда понимался и понимается наглядной демонстрацией концертной агрессии артиста или коллектива. А вот обозреваемый CD являет обалдевшему слушателю совершенно обратный подход! Понятно, что слушатель обалдеет только в том случае, если он уже знаком с первым сольным творением Дерека "Planet X" (1999), откуда на "Live From Oz" перекочевала трехчастная 15-минутная сюита "Atlantis", или с единственным студийным альбомом PX "Universe" (2000), уступившим концертной программе восемь пьес.

Все уже привыкли, что студийный подход Дерека – это строительство в несколько наложений весьма и весьма плотной стены гитарно-клавишного звука, справедливо сравниваемой критиками с грациозным слоном, затесавшимся в посудную лавку. Тем больше изумление от того факта, что на концерте Planet X звучит прямо как простецкий инструментальный поп-фьюжн-состав родом из 70-х! Да ведь оно и понятно – как осуществить наложения гитарных партий, не уходя со сцены? Никак, и такому прямолинейно-минималистскому подходу соответствует и новый материал трио – композиция Верджила "Ignotus Per Ignotium", обещанная к выходу на втором студийном альбоме Planet X "Moon Babies", вполне могла бы быть сочинена и сыграна монстрами фьюжна 70-х – хоть Билли Кобэмом, хоть Стэнли Кларком.

Новому подходу – и новый звук: теперь-то мы можем отчетливо расслышать все партии гитары Тони, оказавшиеся выдержанными в его знаменитой и неповторимой мелодической традиции, а над уже упомянутой "Atlantis" Тони явно немало поработал – за такое концертное гитарное новаторство можно только поблагодарить от всей души. Верджил, в свою очередь, не оглушает слушателя бесконечным барабанным героизмом, а играет, даже в собственном соло, очень сдержанно и корректно. То же относится и к игре лидера трио – хотя, конечно, клавишные партии ни на секунду не позволят усомниться в том, кто в этом доме хозяин. Знатный же гость, бас-гитарист Дэйв ЛяРу (Steve Morse Band) и ведет себя как гость, довольствуясь скромной ролью аккомпаниатора. Концертный альбом года? Пока – да. А еще весьма приятный ностальгический сувенир для всех тех, кто в середине 80-х протирал штаны на нечастых московских концертах эстонских инструментальных фьюжн-виртуозов Radar и Kaseke.

Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №98 (24 мая 2002 года).

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •