KANSAS
Masque
℗ 1975 / 2001 Kirshner / Epic / Legacy / Sony Music 502480 2
10 tracks = 48'32"
KANSAS
Leftoverture
℗ 1976 / 2001 Kirshner / Epic / Legacy / Sony Music 502479 2
10 tracks = 55'21"
KANSAS
Point Of Know Return
℗ 1977 / 2002 Kirshner / Epic / Legacy / Sony Music 506032 2
12 tracks = 54'35"
"Альбомы Kansas "Leftoverture" и "Point Of Know Return" – это наше всё!" – такое высказанное совсем недавно мнение одного из бывших топ-менеджеров российского MTV могло бы отдавать максимализмом, если бы и вправду не соответствовало действительности. Вполне понятно и стремление руководства лейбла Legacy / Sony Music наилучшим из возможных способов (то есть, понятно, посредством осовремененного переиздания) справить четвертьвековой юбилей великих, без преувеличения, альбомов. Великих прежде всего потому, что без "Leftoverture" и "Point Of Know Return" американская прог-роковая и прог-металлическая сцена дня сегодняшнего, пожалуй что и не существовала бы. Что же касается "Masque", то после последовательного знакомства со всеми тремя опусами становится ясно, что он совершенно неслучайно прибился в компанию этого звездного дуэта.
Ведь именно на "Masque" были посеяны те семена, что дали столь дивные всходы год-два спустя. Обычно "Masque" рассматривается как типичный пример "переходного альбома", а некоторые критики даже склонны говорить об "обратном прогрессе" – что ж, так оно и есть на самом деле. Ведь после выхода своей блистательной второй полноразмерной работы "Song For America" (1975) музыканты Kansas попали под удушающий прессинг со стороны хозяина Kirshner Records, знаменитого поп-гуру Дона Киршнера и собственного исполнительного продюсера Уэлли Гоулда – деятелям шоу-бизнеса не терпелось получить от группы хит, пригодный для радиоротации. Музыкантов же явно тянуло в сторону смеси арт-рока и монументального ритм-энд-блюза, что и было продемонстрировано на "Song For America"… А потому неудивительно, что, по словам лидера Kansas, композитора, гитариста и клавишника Керри Ливгрена, “"Masque" оказался весьма фрагментарным альбомом, хотя именно в этом и заключается его необычность”. Действительно, монументальный эпик "The Pinnacle", и на веки вечные попавшие в концертную программу группы трагические номера с весьма непростыми аранжировками "Icarus (Borne On Wings Of Steel)" и "Mysteries And Mayhem" оказались разбавлены здесь довольно-таки разухабистыми рок-н-ролльными и бугиобразными псевдохитами "Two Cents Worth", "It's You" и даже выпущенной в виде сингла (правда, в сокращенном виде) "It Takes A Woman's Love (To Make A Man)". Однако и компромисс был возможен – бойкая "Child Of Innocence" стала прототипом зрелых хитов группы, а весьма протяженный номер "All The World", написанный, как ни странно, не Керри, а вокалистом и клавишником Стивом Уолшем стал, не побоюсь такого определения, наброском будущих прогрессивно-AOR'овых коммерчески оправданных экспериментов британцев Asia. Для "Masque" "общий знаменатель" оказался возможен еще и благодаря кристально чистому продюсированию Джеффа Гликсмана в только что введенной в эксплуатацию и ставшей впоследствии знаменитой студии Studio In The Country в г. Богалузе (шт. Луизиана). Увы, "Masque" не оправдал надежд боссов Kirshner – только 20 недель в национальном Top-200, и не выше 70 позиции. Стало ясно, что следующий альбом обязан вывести Kansas из коммерческого тупика – в противном случае группа просто могла лишиться контракта.
Сомнительный постулат гласит, что лучшие рок-альбомы записываются под изрядным давлением обстоятельств, но в случае с "Leftoverture" это оказалось именно так. Достаточно вспомнить, что наиглавнейший хит группы "Carry On Wayward Son", открывающий этот альбом (в результате добравшийся в виде сингла до 11 позиции в чартс и дотащивший сам LP до Top-5) был вчерне написан Керри уже после окончания репетиционной работы над материалом – он репетировался и дописывался прямо в студии. Однако этот фаворит заокеанского дневного FM-эфира нисколько не затмевает прочих семи пьес канонического варианта альбома: похоже, что Керри и впрямь достиг пика творческой формы при работе над "Leftoverture". Чего стоит только захватывающая "The Wall" (сочиненная Керри на древнем домашнем органе) и быстрая "Questions Of My Childhood", в которой группа нашла крайне удачную аранжировочную комбинацию рояля и акустической ритм-гитары, эксплуатирующуюся всеми, кому не лень, и в наши дни. О мощнейших эпиках “Questions Of My Childhood” и “Cheyenne Anthem” что и говорить… Именно на "Leftoverture" Kansas обрели собственный неповторимый творческий облик – не деление материала на арт-эпики и поп-песни, а создание композиций на стыке этих, казалось бы, несоединимых авторских подходов. С прошлым музыканты попрощались с юмором – пьеса "Magnum Opus" составлена из шести разнообразных фрагментов, не доросших до статуса нормальных песен. Кстати сказать, первоначально сам LP должен был называться "Magnum Opus" (чем он, собственно, и оказался для Kansas!), а для композиции "Magnum Opus" было заготовлено имя "Leftoverture", поскольку она состояла из неиспользованных музыкальных остатков (leftovers). Названия поменяли местами в последний момент (мудрецу с обложки подпись "Magnum Opus" явно идет больше, чем "Leftoverture"), и в таком виде настоящий американский прогрессив-рок был явлен ничего не подозревавшему человечеству.
Статус национальных рок-суперзвезд, обретенный Kansas сразу по выходе "Leftoverture", поставил перед музыкантами очевидный вопрос – сможет ли группа еще хотя бы повторить успех этой студийной работы? Ответ, явленный в виде альбома "Point Of Know Return", оказался таков, что и по сю пору поклонникам группы не наскучивают дискуссии на тему: “Кто кого поборет – "Leftoverture" или "Point Of Know Return"?” Дискуссия бессмысленна, ибо оба альбома бесконечно хороши, хотя и у "Point Of Know Return" есть свои несомненные плюсы – совершенно гладкое, безо всяких скидок на год записи, звучание, и уже какой-то неправдоподобный в своем совершенстве сплав драматического AOR'а и прогрессив-рока, ярче всего проявившийся в титульной пьесе, быстрой и простой "Paradox" и монументальных "Portrait (He Knew)" и "Closet Cronicles". Кстати, две последних повествуют о реальных личностях – Альберте Эйнштейне и миллионере-технократе Ховарде Хьюзе. Правда, кое-кто ухитряется не разглядеть леса за забором самого популярного в России номера Kansas – общеизвестной и действительно потрясающей акустической баллады "Dust In The Wind", однако одного лишь знакомства с пьесой "Lightning's Hand" и виртуозным клавишным инструменталом "The Spider" авторства Стива Уолша достаточно, чтобы понять, какова оказалась роль "Point Of Know Return" в развитии заокеанской прог-роковой, и даже прог-металлической сцены. Да и много ли вы слыхали альбомов, способных угодить как поклонникам поп-музыки, так и арт-рока? А "Point Of Know Return" именно таков.
Собственно, "Point Of Know Return" оказался той осью, вокруг которой и вращалось все последующее творчество Kansas. Можно много говорить о том, что впоследствии группа поисписалась, однако и два последующих альбома классического состава нисколько не уронили гордого имени парней из Топеки. А теперь технология позволила услышать нам еще и все сонические замыслы группы и их продюсера Джеффа Гликсмана – Джефф и его ассистенты Джефф Магид и Шуха Гур (известный по работе над ремастерингом бэк-каталога Rainbow) не стали убирать шумы ленты или вытягивать частоты старых записей. Все ограничилось расширением динамического диапазона, но именно этот эффект возвращает слушателю позабытое волшебство первого знакомства с творчеством Kansas. Отдельно стоит сказать и о бонус-треках – репетиционная запись "Child Of Innocence" и демо-версия "It's You" с "Masque", равно как и концертные треки "Carry On Wayward Son" и "Cheyenne Anthem" (c "Leftoverture") и "Sparks Of The Tempest" ("POKR") дают полное представление о "живой" мощи группы. И даже ремикс "Portrait (He Knew)" (на "Point Of Know Return") создан явно на основе концертного варианта пьесы, представленного на альбоме "Two For The Show" (1978). Вывод очевиден: только действительно великий коллектив способен записывать работы, не стареющие ни музыкально, ни идеологически через 25 лет после выпуска их первого тиража.
Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №97 (17 мая 2002 года).
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •