Коллекционирование чего бы то ни было - это такая сфера деятельности, которая ну никак невозможна без практики (вам встречался когда-нибудь собиратель-теоретик, а? - может быть, только в теории?). Поэтому, в самом начале нашего сегодняшнего исследования я предлагаю читателям сразу же попрактиковаться в примерах, а уж от них перейти к теории.
Представляю вашему вниманию пару монет совершенно одинакового типа - 2 марки Пруссии 1913 года, посвящённых серебряному юбилею правления Вильгельма Второго:
Как мы видим, монета слева от зрителя имеет значительное по площади отверстие в верхней части, её кант повреждён вмятинами в нескольких местах, а поле сплошь усеяно крупными и мелкими царапинами. Многие детали рельефного портрета монарха стёрты так, что не проглядывает даже большинство прядей волос на голове, да и мундир оставляет желать лучшего. Создаётся впечатление, что данный экземпляр служил кому-то не один год брелоком на ключах.
У монеты справа почти вся совокупность данных дефектов отсутствует, за исключением едва уловимых глазу следов механического износа. Это говорит о том, что она практически не была в обращении, практически не циркулировала в обороте (англ. about uncirculated, сокр. AU или AUNC). Такая степень сохранности, наряду с ещё более высоким грейдом UNC (англ. uncirculated - вообще не бывшая в обращении), является наиболее желанной для коллекционера монет, а потому - дорогой по стоимости, ибо спрос рождает предложение!
Чего нельзя сказать о левой монете - её цена будет немногим больше или равна цене лома того серебра, из которого она отчеканена. Подобная степень сохранности не считается коллекционной для современных многотиражных монет и соответствует, на мой взгляд, одному из низших грейдов - VG (англ. very good - очень хорошее состояние - что в современном вокабуляре нумизмата не есть очень хорошо).
Итак, степени сохранности UNC и AUNC являются высшими коллекционными, наиболее ценными и желанными. Для значков, кроме отсутствия механического износа, чтобы соответствовать этому грейду, важна целостность эмали и деталей крепежа, а для банкнот - идеальная "прессовая" гладкость поверхности без следов сгиба, отпечатков пальцев и т.п.
Процентов на 10-20 ниже рассмотренных грейдов будут оцениваться предметы коллекционирования в состоянии XF (англ. extremely fine - крайне отличное). Потёртости уже значительнее, но затрагивают менее 10% поверхности предмета, как, к примеру, на этом австрийском серебряном флорине 1889 года:
Или на 500-рублёвой банкноте Российской империи образца 1912 года:
Приблизительно в треть или половину стоимости от превосходных, не бывших в обращении монет и банкнот, будут цениться предметы в сохранности VF (англ. very fine - очень, весьма отличное состояние). Примером экземпляра такого грейда может выступать бельгийская серебряная монета 1852 года номиналом 5 франков:
Или немецкая банкнота в 100 марок образца 1910 года:
От одной пятой до одной десятой части стоимости в UNC будут иметь экземпляры, сохранность которых не превышает F (англ. fine - отлично). До половины их поверхности имеет следы потёртости, а значительная часть мелких деталей сюжета и легенды может быть утрачена вследствие долгого обращения или иного механического воздействия (неумелая чистка, полировка или реставрация монеты). Для примера такого грейда подойдёт какая-нибудь средне-потрёпанная банкнота из вашего кармана или такой вот серебряный венгерский форинт 1881 года:
Отверстие, крупная вмятина, изгиб ещё более снижают стоимость монеты, приближая её к цене металлолома, о чём мы с вами уже поговорили в самом начале нашего сегодняшнего повествования. Чтобы не быть голословным, предлагаю взглянуть на "реальные цифры" в денежном выражении.
Такой прусский 2-марочник 1913 года из начала статьи в сохранности AUNC сейчас торгуется на российских площадках в районе 1500 рублей. В грейде XF он стоит приблизительно 1200-1350 рублей (минус 10-20% от полутора тысяч). В состоянии VF за него и попросят, и предложат ощутимо меньше 1000. Дырявая же монета уйдёт в "ювелирке" по цене приблизительно 10 граммов высокопробного серебра рублей за 250-300 (давно не интересовался расценками лома) - то есть, дешевле 1/5 стоимости превосходной или почти превосходной монеты.
Следовательно, степень сохранности коллекционных предметов влияет на их стоимость не меньше, чем тираж или наличие в тираже каких-то редких разновидностей. Вкладывайтесь, друзья мои, только в достойные экземпляры, и они будут радовать вас своим видом столько, сколько вы посчитаете нужным - инвестируйте в историю!
Звонкий Талер