Найти тему

Авокадо. Как «аллигаторская груша» из Латинской Америки стал таким популярным? (и почему это плохо)

На завтрак – тост с авокадо, не забыть про смузи с авокадо и авокадный салат. Небольшой зеленый фрукт без выраженного вкуса и запаха еще лет семь назад был непонятным и чуждым. Сейчас его рекомендуют есть врачи, фитнес-тренеры и инфлюенсеры. Откуда взялась такая любовь к авокадо?

Photo by Andres Aleman on Unsplash
Photo by Andres Aleman on Unsplash

Откуда он пришел?

Родина авокадо – Латинская Америка. Его одомашнили ацтеки, которые считали его деликатесом и, использовали в качестве афродизиака. Авокадо символизировал любовь и плодородие.

Интересна история названия фрукта. Изначально ацтеки называли его ahuacatl, что в переводе с языка ацтеков значит «яичко». Вероятно, название появилось из-за формы и размера фрукта, а также из-за того, что обычно авокадо растет в парах.

Photo by Jonathan Kabugo on Unsplash
Photo by Jonathan Kabugo on Unsplash

В 16 веке от ацтеков об авокадо узнали конкистадоры. Испанцы адаптировали непривычное ahuacatl под свой язык. Так в Европу попал диковинный фрукт aguacate. Но на далеком материке он не прижился, зато получил распространение в соседней к Мексике стране – в США. В 19 веке авокадо выращивал Генри Перрин, земледелец из Флориды, где его стали называть «аллигаторской грушей» из-за темно-зеленой плотной кожуры. Но это был плохой маркетинговый ход, потому что название ассоциировалось у покупателей с опасным хищником К началу 20 века фрукт стали выращивать фермеры Калифорнии. Теперь уже американцы переложили испанское aguacate на английский. Так фрукт получил имя avocado, под которым прославился на весь мир.

Завоевание рынка

Авокадо не сразу стал популярным продуктом питания. Долгое время не было понятно, как его есть и в какую пищу добавлять. К тому же, фрукт рос только в теплых регионах, что мешало его распространению по всем штатам. Со временем авокадо стали добавлять в салаты, а еще позже в США стал чрезвычайно популярен мексиканский соус гуакамоле, основа которого – помидоры и авокадо.

Резкий интерес американцев к мексиканскому соусу произошел не просто так. Дело в том, что в США очень популярен американский футбол, а Супербоул - финальный матч за звание чемпиона – все равно что всенародный праздник. Игру смотрят большими компаниями и семьями и едят снеки: пиццу, чипсы, сэндвичи, тако.

В 1992 году перед Воскресеньем Супербоула – днем, в который играют финальный матч, - крутили рекламу гуакамоле. Футболисты, тренеры и семьи спортсменов делились любимыми рецептами соуса, болельщики мои рассказать о своих предпочтениях. В результате случился бум популярности гуакамоле такой силы, что сейчас этот соус – неотъемлемая часть Супербоула. В 2016 году футбольные американские болельщики съедали 140 миллионов фунтов авокадо за один день.

Photo by Juan Manuel Giraldo Grisales on Unsplash
Photo by Juan Manuel Giraldo Grisales on Unsplash

Фрукт стали изучать и выяснили, что он содержит большое количество клетчатки, заменяет белковую пищу для вегетарианцев и помогает бороться с лишним весом. Мононенасыщенные жиры в составе фрукта (также модержатся в оливковом масле и орехах.) могут предотвратить диабет, повышение кровяное давление и уменьшает уровень холестерина. Полезные свойства фрукта помогли ему стать хитом во время возросшей моды на здоровый образ жизни. Сейчас трудно найти фитнес-тренера или инфлюенсера, который не рекомендовал бы начинать день с «освежающего тоста с авокадо».

Photo by Brenda Godinez on Unsplash
Photo by Brenda Godinez on Unsplash

Полезные свойства авокадо и маркетинговое продвижение фрукта сделали свое дело. По данным Международного торгового центра, импорт мирового запаса авокадо в 2016 году составил БОЛЕЕ 4 МИЛЛИАРДОВ долларов. Авокадо используется не только в пищевой промышленности: благодаря входящим в его состав жирам фрукт применяется в косметическом производстве.

Жители США по-прежнему являются самыми ярыми поклонниками фрукта: в 2019 было установлено, что американцы потратили 58 миллионов долларов на авокадо. Частично причина в том, что Мексика – крупнейший экспортер авокадо в мире – ближайший сосед США, да и в самих Штатах «аллигаторскую грушу» по-прежнему выращивают. Но не обошлось и без моды: в последние десятилетия жители США стали увлекаться суперфудами – супер-продуктами, которые содержат множество полезных веществ. Авокадо с его полезными жирами и кислотами стал популярнейшим суперфудом.

В начале нулевых моду на зеленый фрукт поддержала Европа, позднее ее подхватили жители Азии и русскоговорящих стран.

Неожиданные авокадо-организации

В 2016 году появилась Всемирная организация авокадо. Строго говоря, она занимается рекламой фрукта. Цель организации – продвинуть авокадо на рынок Европы, и для этого ее – более 120 крупнейших экспортеров и импортеров фрукта – поддерживают исследования о пользе фрукта и активно раскручивает его через маркетинг: создает постеры и запускает брендированные автобусы, печатает брошюры и снимает рекламные видео.

-5

Существует сайт www.avoseedo.com, где также продвигается авокадо. Пользователей учат, как вырастить авокадо у себя дома: дают подробнейшие инструкции, а также продают брендированные горшки и устройства, чтобы авокадная косточка точно проросла. На сайте публикуют новости из мира авокадо и рецепты с использованием этого фрукта, а также рассказывают о «его уникальной пользе для организма». Например, в одном материале продвигается мысль о том, что, съедая авокадо в день, вы будете здоровы и никогда не обратитесь за помощью к врачу.

Опасная сторона популярности

Авокадо выращивается в Бразилии, Мексика, Израиль, ЮАР, США и Индонезия. Крупнейшим производителем остается Мексика: 80% выращенного авокадо остается на внутреннем рынке, остальные 20% идет на экспорт. При этом авокадо выращивают не во всей стране: почти всю Мексику обеспечивает один маленький штат – Мичоакан. В соседние США он поставляет примерно два миллиарда плодов авокадо каждый год.

Photo by Hitoshi Namura on Unsplash
Photo by Hitoshi Namura on Unsplash

Возросший интерес к авокадо стал неожиданностью для мексиканских фермеров. Некоторые заработали немаленькие деньги на выращивании зеленого фрукта. Но большинство пострадало от неожиданной авокадной популярности, ведь продавать авокадо стало прибыльно, а где прибыль – там желание ее отнять. На авокадные фермы постоянно нападают вооруженные преступники, и полиция им не противостоит. Поэтому члены мексиканских общин начали сами вооружаться, чтобы охранять города и фермы от нашествия бандитов. «Группы самообороны» вооружены огнестрельным оружием, носят специальную униформу и бронежилеты. Их работу оплачивают власти города и производители авокадо. Фермеры находятся в постоянной опасности: например, сына Чемы Флореса, владельца крупного авокадного бизнеса, похищали и требовали выкуп в миллион долларов. Самого Чему похищали дважды. Поэтому фермер имеет разрешение на ношение оружия, а его с сыном 24/7 охраняют вооруженные телохранители.

Зеленый снаружи, темный внутри

Внимание к авокадо со сторону преступности – это не единственное следствие популярности фрукта.

Photo by Louis Hansel @shotsoflouis on Unsplash
Photo by Louis Hansel @shotsoflouis on Unsplash

Из-за возросшей потребности в авокадо фермеры производят его в больших количествах. Для этого им нужно больше земли и воды. Причем вода – критический показатель: организация The Water Footprint Network подсчитала, что для роста одного авокадо требуется 272 литра воды. Водных ресурсов ферм не хватает, и многие владельцы бизнеса начинают незаконно откачивать воду из общественных водоемов, вода из которых нужна людям из окрестных деревень для жизни. Из-за авокадных ферм они сталкиваются с недостатком воды. Местным приходится выбирать, на что потратить воду: на душ или на приготовление пищи.

Чтобы получить новые территории для производства авокадо, фермеры нелегально вырубают леса. В штате Мичоакан за десять лет авокадные бизнесмены вырубили почти 700 гектаров леса. Из-за этого регион охватила засуха, начались пожары.

Согласно исследованиям Мичиганского государственного университета, на авокадных фермах часто используется детский труд.

Об обратной стороне популярности авокадо мир узнал совсем недавно. В 2018 году ирландский шеф-повар, обладатель звезд Мишлен Джей Пи Макмаон, заявил, что авокадо – это «кровавый алмаз Мексики», и что ресторанам Ирландии нужно убрать их из меню или уменьшить количество блюд с этим фруктом. Его поддержали и другие повара. При этом некоторые владельцы кафе замечали, что цена на авокадо в последнее время стала слишком высока, и даже заведения с мексиканской кухней не всегда могут себе его позволить.

Как все исправить?

Ученые и врачи предлагают вспомнить, что залог здоровья – это не потребление суперфудов, а разнообразие диеты. Авокадо не уникальный продукт, и его можно легко заменить в рационе. Жиры и полезные кислоты также содержат жирная рыба, оливковое масло, яйца, орехи, злаки. Выбирая их вместо авокадо, вы не скажете фрукту «Нет» навсегда, но поддержите местных фермеров, уменьшите нагрузку на окружающую среду и поможете рынку избежать перенасыщения продуктом.

Photo by Dan Gold on Unsplash
Photo by Dan Gold on Unsplash