Еще во время Своей жизни Иисус Христос учил Своих учеников: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). А в вечер накануне предательства впервые совершил то, о чем учил: на Пасхальной вечери Он под видом хлеба и вина дал им Свои Тело и Кровь. Так было установлено Таинство Евхаристии или иначе Причащения.
Апостолы творили это, как и заповедал им Господь, в Его воспоминание. Тому же они научили и своих преемников, не запрещая им дополнять этот чин, но сохранять неизменным только самое главное. Отсюда стали появляться разные традиции совершения Евхаристии, или Литургии. Конечно, они были сходны между собой в основных частях, что объясняется взаимным литургическим обменом, влиянием наиболее авторитетной традиции на них. Это подтверждается удивительным сходством чина литургии и согласием анафоры во вех восточных типах литургий.
Несомненным авторитетом обладал Иерусалим – центр христианства в первые времена, и естественно, что именно Иерусалимская традиция оказала влияние на другие традиции. Первым епископом, или иначе сказать главой, Иерусалимской Церкви был апостол Иаков.
В IV веке обилие особенностей, отличий и различных богослужебных гимнов, стало столь велико и разнообразно, что стало не полезным, а иногда и вредным для христиан. Поэтому постепенно эта практика запрещалась, а чин литургии в той или иной Поместной Церкви закреплялся в письменном виде. Дело составления богослужебных гимнов, молитв, и вообще устроение чинопоследования Литургии было доверено наиболее одаренным членам Поместной Церкви. Так возникли чинопоследования литургии святителя Василия Великого и Иоанна Златоуста, которые сегодня совершают во всех Православных храмах.
Разумеется, никуда не пропали традиции апостольские. Так чин литургии иерусалимской Церкви от апостола Иакова передавался следующим поколениям как предание, а в IV веке также был закреплен в письменном источнике.
Литургия ап. Иакова служилась в Иерусалиме – важнейшем центре христианства – она отличалась самобытностью и была даже больше развита, чем богослужение других христианских центров того времени. В силу того, что Иерусалим стал местом постоянного литургического взаимообмена между представителями разных христианских центров, посещавшими город с целью паломничества, эта практика распространилась по всему христианскому миру. Документально засвидетельствовано ее служение в Палестине, Антиохии, Александрии, Великой Греции и на Кавказе.
Есть те, кто отрицает аутентичность этой литургии, подлинность ее автора. Конечно, мы не говорим, что весь чин написан самим апостолом, но утверждаем, что участие апостола Иакова в формировании этого чина велика.
Первое достоверно известное и авторитетное свидетельство о принадлежности Иерусалимского чина литургии апостолу Иакову было засвидетельствовано Трулльским собором (691 г.): «...Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимской Церкви, и Василий, Кесарийской Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, письменно передав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной литургии из воды и вина составлять святую чашу...». А уже с седьмого столетия нам известны полные и хорошо сохранившиеся рукописи на греческом, грузинском и армянском языках с чином литургии апостола Иакова.
В XII веке этот чин вытесняется Византийскими чинами литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоустаго, в силу проведения политики унификации. Местное литургическое наследие насильно забывалось. Есть свидетельства, что служение этого чина не прекращалось на острове Закинф и в Иерусалиме.