Найти в Дзене

Литургия брата Божия и первого епископа Иерусалима Иакова. Часть 1. Исторический обзор.

Еще во время Своей жизни Иисус Христос учил Своих учеников: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). А в вечер накануне предательства впервые совершил то, о чем учил: на Пасхальной вечери Он под видом хлеба и вина дал им Свои Тело и Кровь. Так было установлено Таинство Евхаристии или иначе Причащения.

Апостолы творили это, как и заповедал им Господь, в Его воспоминание. Тому же они научили и своих преемников, не запрещая им дополнять этот чин, но сохранять неизменным только самое главное. Отсюда стали появляться разные традиции совершения Евхаристии, или Литургии. Конечно, они были сходны между собой в основных частях, что объясняется взаимным литургическим обменом, влиянием наиболее авторитетной традиции на них. Это подтверждается удивительным сходством чина литургии и согласием анафоры во вех восточных типах литургий.

Несомненным авторитетом обладал Иерусалим – центр христианства в первые времена, и естественно, что именно Иерусалимская традиция оказала влияние на другие традиции. Первым епископом, или иначе сказать главой, Иерусалимской Церкви был апостол Иаков.

-2

В IV веке обилие особенностей, отличий и различных богослужебных гимнов, стало столь велико и разнообразно, что стало не полезным, а иногда и вредным для христиан. Поэтому постепенно эта практика запрещалась, а чин литургии в той или иной Поместной Церкви закреплялся в письменном виде. Дело составления богослужебных гимнов, молитв, и вообще устроение чинопоследования Литургии было доверено наиболее одаренным членам Поместной Церкви. Так возникли чинопоследования литургии святителя Василия Великого и Иоанна Златоуста, которые сегодня совершают во всех Православных храмах.

-3

Разумеется, никуда не пропали традиции апостольские. Так чин литургии иерусалимской Церкви от апостола Иакова передавался следующим поколениям как предание, а в IV веке также был закреплен в письменном источнике.

Литургия ап. Иакова служилась в Иерусалиме – важнейшем центре христианства – она отличалась самобытностью и была даже больше развита, чем богослужение других христианских центров того времени. В силу того, что Иерусалим стал местом постоянного литургического взаимообмена между представителями разных христианских центров, посещавшими город с целью паломничества, эта практика распространилась по всему христианскому миру. Документально засвидетельствовано ее служение в Палестине, Антиохии, Александрии, Великой Греции и на Кавказе.

Богослужебная практика Иерусалима оказала влияние на все восточные христианские Церкви.
Богослужебная практика Иерусалима оказала влияние на все восточные христианские Церкви.

Есть те, кто отрицает аутентичность этой литургии, подлинность ее автора. Конечно, мы не говорим, что весь чин написан самим апостолом, но утверждаем, что участие апостола Иакова в формировании этого чина велика.

Первое достоверно известное и авторитетное свидетельство о принадлежности Иерусалимского чина литургии апостолу Иакову было засвидетельствовано Трулльским собором (691 г.): «...Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимской Церкви, и Василий, Кесарийской Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, письменно передав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной литургии из воды и вина составлять святую чашу...». А уже с седьмого столетия нам известны полные и хорошо сохранившиеся рукописи на греческом, грузинском и армянском языках с чином литургии апостола Иакова.

В XII веке этот чин вытесняется Византийскими чинами литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоустаго, в силу проведения политики унификации. Местное литургическое наследие насильно забывалось. Есть свидетельства, что служение этого чина не прекращалось на острове Закинф и в Иерусалиме.