Найти тему
ДМК

"Ленинградские ковбои едут в Америку": финское кино о сибирских рокерах

Разве может быть плохим фильм, который открывается сценой играющих "Полюшко-поле" финнов в амбаре где-то в Сибири? Конечно нет. И именно так начинается 7-й фильм главного финского режиссера Аки Каурисмяки.

Это абсурдное музыкальное роуд-муви, которое при обостренном чувстве патриотизма можно счесть за очередную западную антироссийскую клюкву. Но на самом деле фильм стоит воспринимать как размышление автора о карго-культе. Очевидно, что калькирование чего-то американского вне Америки всегда воспринимается как нечто вторичное и поддельное – abibas, одним словом.

Сибирь в качестве родины главных героев выбрана исключительно потому, что на Западе она ассоциируется с чем-то безлюдным, а стало быть, идея о наличии там группы, плохо косящей под рок-н-ролльщиков 1950-х становится абсурднее вдвойне.

Кино немногословное и лаконичное в средствах выражения, потому что по большому счету это растянутая за счет музыкальных номеров короткометражка. Эстетика американских задворков и темп повествования напомнили о фильмах Джармуша, который начал режиссерский путь в то же десятилетие.

И стоило мне подумать обо этом при просмотре, как на экране появился сам Джим в эпизодической роли автомеханика, что безусловно улыбает.

-2

Фильм нельзя рекомендовать всем и вся, потому что большинству он покажется ни о чем. Но лично мне моя трактовка кажется верной, потому что Каурисмяки, как представитель страны, чей кинематограф при желании сделать «как в Голливуде» всегда будет выглядеть симулякром (достаточно вспомнить убогий финский боевик под названием "Большая игра" с Сэмюэлом Л. Джексоном в роли президента США), не может не понимать этого.

И фильм показывает именно таких людей – жителей условной неамерики, воспитанные американской массовой культурой, которые очень хотят показать «воспитателю», что все усвоили, поняли-приняли и вообще такие же, свои. И не смотри, что живут за три девять земель и зачастую понятия не имеют, о чем идет речь в американской песне или какая культурная подоплека скрывается за той или иной шуткой в ситкоме.

А клюквы здесь нет. Я сильно сомневаюсь, что Каурисмяки снимал "русских" с каких-то национально-шовинистических позиций. Русские здесь не более чем воплощение чужака в чужой стране, основанной чужаками. Они карикатурно выглядят потому, что сама субкультура карикатурна, а вдали от ее прародины она выглядит еще смешнее.

Достаточно посмотреть на современных российских подростков, которые хотят выглядеть более негритянски чем сами негры американских мегаполисов.

В конце концов, ежегодно у нас у самих снимается такое количество фильмов, где простой люд показан полуживотными, а прошлое и настоящее страны беспросветным дерьмом, что на таком фоне фрики-ковбои выглядят как комплимент.

-3

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы