«Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) — наиболее известная книга Дейла Карнеги, вышедшая 12 ноября 1936 года и изданная на многих языках мира.
Книга представляет собой собрание практических советов и жизненных историй. Карнеги обширно пользуется цитатами известных успешных людей и использует в качестве примеров опыт своих учеников, друзей и знакомых. Менее чем за год было продано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 млн экземпляров). На протяжении десяти лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «The New York Times», что до сих пор является абсолютным рекордом.
Это полный конспект книги - Дейл Карнеги: Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Приятного прочтения.
Часть первая и вторая
- Не критикуйте, воздерживайтесь от осуждения. (Отмечайте положительные стороны собеседника, они есть в каждом).
- Давайте честные и правдивые оценки. (Хвалите людей, но только без лести).
- Заставьте своего собеседника страстно чего-то пожелать. (Говорите о его выгоде, а не о своей).
- Проявляйте искренний интерес к другим людям. (Вспомните об их индивидуальных жизненных ситуациях и интересах и подмечайте это в разговоре).
- Улыбайтесь. (Искренне)
- Имя человека - самый сладостный и важный для него звук. (Обращайтесь к человеку полным именем; чтобы лучше запомнить имя несколько раз употребите его в разговоре. Произносите имя человека, когда здороваетесь с ним).
- Будьте хорошим слушателем. Побуждайте других говорить о себе. ("Собственная зубная боль для человека значит больше, чем голод в Китае").
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника. (Перед встречей с важным человеком следует изучить его интересы. Вначале совещания упомяните что-нибудь из них, прежде чем начнете предлагать свои идеи).
- Поступайте так, чтобы другой человек почувствовал себя значительным - и делайте это искренне.
Часть первая и вторая. Резюме:
- Не критикуйте, воздерживайтесь от осуждения
- Давайте честные и правдивые оценки
- Заставьте своего собеседника страстно чего-то пожелать
- Проявляйте искренний интерес к людям
- Улыбайтесь
- Помните, что на любом языке имя человека - самый сладостный и важный для него звук
- Будьте хорошим слушателем
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника
- Поступайте так, чтобы другой человек почувствовал себя значительным - и делайте это искренне
Часть третья
- Единственный способ получить преимущество в споре - это уклониться от него. (Выслушайте своего собеседника, затем согласитесь, после начните тактичный разговор; в споре нет победителей, даже если вы правы - это не даст ничего, кроме поддержки самолюбия).
- Проявляйте уважение к мнению другого человека. Никогда не говорите, что он не прав. (Не указывайте на ошибки - это только испортит отношение с людьми. Не навязывайте свою точку зрения, не выдвигайте свои мысли как догму. Позвольте человеку самому прийти к тому, что он ошибается. А если ошибаетесь вы - тогда и вам будет легче это признать).
- Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. (Перед тем, как вам укажут на вашу ошибку, вы можете сами начать критиковать себя. Это покажет ваше мужество, а также поставит человека, обвиняющего вас на вашу сторону. И вместо того, чтобы нападать, он начнет вас защищать, примет снисходительное положение).
- Начинайте с дружеского тона. ("Капля мёда привлекает пчёл больше, чем бочка желчи". Войдите в положение собеседника, примите его точку зрения, затем мягко объясните свое. Дружелюбие всегда выгоднее чем агрессия или гора фактов).
- С самого начала поставьте вашего собеседника перед необходимостью отвечать вам "да". (Цепочкой вопросов, на которые единственным ответом будет "да" приведите его к своему главному вопросу или идее. И так как он до этого говорил да, он почти всегда согласится и с главным вашим утверждением. Но если бы вы высказали главное утверждение вначале, оно могло быть принято в штыки. "Далеко идет тот, кто мягко ступает").
- Предоставляйте другому человеку возможность выговориться. (Предоставьте возможность говорить вашему собеседнику, ведь он лучше вас знает свой бизнес и свои проблемы. Не перебивайте, будьте терпеливы, поощряйте к полному изложению вещей, относящихся к делу).
- Позвольте другому человеку считать, что данная идея принадлежит ему. (Не пытайтесь продавать , позвольте ему выбирать, пусть он думает, что сам делает свой выбор. Умнее подвести человека к своей точке зрения, чтобы он сам принял ее, а не навязывать в лоб).
- Искренне пытайтесь рассматривать любую ситуацию с точки зрения другого человека. ("Сотрудничество в обсуждении достигается тогда, когда вы показываете, что точка зрения и чувства собеседника важны для вас так же, как ваши собственные").
- Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (Магическая фраза, прекращающая споры: "Я ни на йоту не порицаю вас за то, что вы испытываете такие чувства. На вашем месте я, несомненно, чувствовал бы то же самое")
- Апеллируйте к более возвышенным мотивам. ("... даже индивидуум, склонный к мошенничеству, будет в большинстве случаев реагировать положительно, почувствовав к себе отношение как к честному, добросовестному и справедливому человеку").
- Придавайте свои идеям наглядность, подавайте их эффектно. (Если хотите привлечь к себе внимание, вы должны представлять факты в живой, интересной, драматичной форме. Вы должны устраивать зрелище, представление).
- Бросайте вызов, старайтесь задеть за живое. (Жажда превосходства! Вызов! "Перчатка брошена!" - безошибочный путь воздействия на людей, сильных духом. Людей мотивирует труд сам по себе, особенное если работа увлекательна и интересна. Тогда человек стремится преуспеть в этом деле и обойти других).
Часть третья. Резюме:
- Единственный способ получить преимущество в споре - это уклониться от него
- Проявляйте уважение к мнению другого человека. Никогда не говорите, что он не прав
- Если вы не правы, признайте это быстро и решительно
- Начинайте с дружеского тона
- С самого начала поставьте вашего собеседника перед необходимостью отвечать вам да
- Предоставляйте другому человеку возможность выговориться
- Позвольте другому человеку считать, что данная идея принадлежит ему
- Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других
- Апеллируйте к более возвышенным мотивам
- Придавайте свои идеям наглядность, подавайте их эффектно
- Бросайте вызов, старайтесь задеть за живое
Часть четвертая
- Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. (Парикмахер перед бритьём всегда намыливает клиента. Начиная с похвалы, вы делаете то же самое, что делает дантист, начиная с новокаина. Зуб сверлить все равно придется, однако новокаин снимает боль).
- Обращайте внимание людей на их ошибки не прямо, а косвенно. (В цехе было запрещено курить, а рабочие делали это ровно под табличкой, гласившей о запрете. Начальник не только их не оштрафовал, он подарил им по сигаре со словами "буду признателен, если вы выкурите это вне цеха").
- Прежде чем критиковать другого, поговорите о собственных ошибках. (Начинайте с собственных недостатков и достоинств других. Гораздо легче выслушать перечисление допущенных ошибок, если атакующий начинает с искреннего признания собственных грехов).
- Задавайте вопросы, вместо того чтобы приказывать. (Задавайте вопросы, пусть человек, отвечающий на них, проявит креатив. Не давайте прямых указаний, пусть люди посредством ответов на вопросы, дойдут до лучших решений. Дайте им возможность учиться на ошибках).
- Давайте возможность человеку спасти свое лицо. ("Я не имею права говорить или делать что-либо, что унизит человека в его глазах. Главное не то что я думаю о нем, а то, что он сам думает о себе. Ранить чувство собственного достоинства человека - это преступление").
- Выражайте одобрение по поводу малейшей удачи и поощряйте каждый успех. Будьте "искренни в своей оценке и щедры на похвалу". (При уменьшении критики до минимума и акценте на похвалу хорошее в человеке укрепляется, а плохое атрофируется из-за недостатка внимания).
- Создавайте человеку хорошую репутацию, которую он будет стараться оправдать. ("Рядовым человеком легче руководить, если вы пользуетесь его уважением и сами выказываете ему уважение за какие-либо качества").
- Чаще прибегайте к одобрению. Делайте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой. (Сначала отмечайте то, что у людей получается хорошо, только после этого указывайте на ошибку. Преуменьшайте ее, чтобы она казалась незначительной, тогда человеку будет легче ее исправить).
- Старайтесь чтобы людям приятно было делать то, что вы им предлагаете. (Думайте об интересах другого человека, донесите до человека мысль, что от выполнения задания он будет в выигрыше).
Часть четвертая. Резюме:
- Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника
- Обращайте внимание людей на их ошибки не прямо, а косвенною
- Прежде чем критиковать другого, поговорите о собственных ошибках
- Задавайте вопросы, вместо того чтобы приказывать
- Давайте возможность человеку спасти свое лицо
- Выражайте одобрение по поводу малейшей удачи и поощряйте каждый успех. Будьте "искренни в своей оценке и щедры на похвалу"
- Создавайте человеку хорошую репутацию, которую он будет стараться оправдать
- Чаще прибегайте к одобрению. Делайте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой
- Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы им предлагаете
Ставьте лайки и подписывайтесь, если статья оказалась для вас полезной. Комментируйте, если вам есть что добавить. Спасибо за внимание.