Очень часто, когда родителям кажется, что маленький ребенок говорит как-то не так, говорит мало, говорит хуже, чем сверстники, не говорит - а вроде пора уже - обязательно находится "знающий" доброжелатель, который скажет - Логопеды раньше пяти лет не берут!
Ну здрасьте, как говорится, приехали. Рождается ребенок с тяжёлой родовой травмой. Даже глотать не умеет сам, находясь на зондовом питании. И как вы думаете, кто приходит ему на помощь? Представьте себе, логопед. Правда таких специалистов даже по всему миру не так уж много. Не знаю, есть ли в нашей стране. Кстати, вот незанятая отличная ниша для будущих специалистов - подумайте в эту сторону. К сожалению, детей с тяжелыми родовыми травмами меньше не становится.
Маленькая ремарка для любителей прореживания "овощей" - лично знаю несколько случаев, когда и глотать потом учились, и ходить, и говорить, и вообще в жизни всячески преуспевали.
Едем дальше. Детей с прогнозируемой речевой патологией логопед может брать на занятия уже с полугода. Как правило это дети с ДЦП и синдромом Дауна. У всех детей с данными состояниями есть проблемы с мышечным тонусом и ощущениями в органах артикуляции. И специальные меры вроде массажа и использования различных аппаратных методов дают хорошие результаты. Таких специалистов немного тоже. Но уже чуть больше, чем спецов из первой категории.
Дальше. Зачем логопед годовалым, двухлетним, они же все равно не говорят и это нормально?! Ну, во-первых, см. выше. С детьми вышеописанных категорий и в полгода не рано. Давайте разберемся с остальными.
Допустим, возьмём двухлетку. Говорит несколько нормальных слов, говорит "на своем языке". Самая частая характеристика от мам. Норма ли это? И нет, и да. В норме ребенок в два года уже говорит простую фразу - вроде мама, дай. Это важный диагностический критерий. Но масса и тех, кто не говорит, а потом бац - и через три месяца в состоянии поддержать осмысленный диалог. Много и тех, кто и ближе к трем все на своем языке, а в пять как ни в чем не бывало... Но все же неговорящего трехлетку логопеды уже рассматривают как группу риска, и хорошего такого риска.
Но как же понять про описанного нами двухлетку - конкретно он со "своим языком" - норма или нет? Подождать, разговорится? Или срочно заниматься? Давайте разбираться.
Нарушений речи довольно много, и обо всех я рассказала на своем канале. Но в два-три года мы можем грубо отдифференцировать то, что видим, на 4 группы. Ну, лично я так делю. Мне для диагностики и плана коррекции удобно.
Первая группа - норма. Норму видно. И будущую норму видно. Пусть даже эта норма пока в два года свою первую фразу не сказала. Умные глазки, живая мимика, полное понимание речи, хороший контакт с родителем, развернутая предметная деятельность с зачатками простой игры, нет проблем с жеванием и глотанием, нет слюнотечения, активный и богатый "свой язык", жестикуляция в помощь. Это про двухлетних. С трехлеток спрос построже, тут одних умных глазок маловато будет.
Вторая группа - совсем не норма. Ее тоже хорошо видно. ДЦП, РАС, нарушения слуха и интеллекта. Про признаки не буду рассказывать, они разные. Но специалист эти состояния не пропустит, даже если родитель не заметил. И вот если он не заметил, а доброжелатель сказал - ждите до пяти, вот тогда трагедия. До пяти вряд ли, обеспокоятся раньше. Но для детей этой категории вполне справедливо бывает утверждение "После трёх уже поздно". Бывает поздно, да.
Теперь самое интересное. Третья группа - дизартрический компонент. Нарушения речи как проявление неврологического неблагополучия. Родовая травма, вредности в беременность и тп факторы. Такие дети хуже чувствуют свои органы артикуляции, хуже ими владеют. Если дизартрия - не следствие ДЦП, это значит, что степень ее - относительно лёгкая. Такие дети скорее всего заговорят сами, без помощи логопеда. Но чаще всего сделают это позже, потому что им трудно. И чаще всего будет серьезные проблемы со звукопроизношением. Благоприятная прогностически группа, но тоже - хорошо бы обнаружить пораньше. Пораньше массажик, пораньше гимнастика. Пораньше заговорит, быстрее звуки поправим, к школе вытянем. До пяти будем ждать - не успеем.
И совсем интересное - ЗРР, моторная алалия, апраксия. Почему совсем интересное - потому что до трёх лет эти три состояния можно заподозрить, но нельзя быть в них уверенным. До трёх лет молчал, потом резко заговорил и к пяти все в норме - была ЗРР. Задержка речевого развития. Что-то задержало, не знаем, что. Потом это что-то потеряло свое влияние и процесс пошел. Ну, ура.
До трёх лет молчал и молчит дальше, свой язык. Часто моторную алалию ставят, и после трёх - вполне правомерно. Потому что моторная алалия - нарушение речи как системы. Соответственно мы можем поставить этот диагноз, когда предполагаем, что в норме система уже была бы, а ее нет. Речь как систему мы начинаем видеть у ребенка после трёх лет - соответственно если системы нет, диагноз моторная алалия оправдан.
Но есть двухлетки, которых тоже видно. Вот вроде бы и норма тоже так говорит. Так, да не так. Менее богатый лепет. Один и тот же предмет каждый раз называет по-разному. Не может повторить звук за взрослым, хотя сам, непроизвольно - вроде говорит... Простое слово сказал, мама обрадовалась, сам обрадовался - а потом повторить не может, злится, огорчается. А ведь по отдельности и к, и с говорит, а вот киса - не складывается... Симптоматика апраксии. Когда страдает произвольная организация движений. И вот ее-то, а отличие от моторной алалии, мы можем заподозрить у ребенка уже в два. И тоже - принять меры как можно раньше. И апраксия, и алалия тоже ждать не любят.
Вот, видите сколько всего. Ответила я на вопрос - почему до пяти ждать не надо?