Найти тему

Знакомство с нотами на бумаге. Оформление и группировка.

Оглавление

Когда мы познакомились со звуковысотностью и освоили ритм, осталось сделать последний штрих - разобраться в том, как грамотно оформить запись.
Неотъемлемым элементом всех длительностей, кроме целых нот, является штиль.
Штиль - это вертикальная линия, которая записывается справа от высоких и слева - от низких нот. В данном случае «высокими» я называю все ноты, расположенные выше третьей линейки, включая ноты на дополнительных линейках. «Низкими» - соответственно те, которые расположены ниже третьей линейки. Нота «Си», которая собственно находится на третьей линейке может быть записана любым из этих способов.

Пример записи штилей. Для ноты "Си" возможно написание в двух направлениях.
Пример записи штилей. Для ноты "Си" возможно написание в двух направлениях.

Принцип группировки нот в инструментальной музыке:

В инструментальной музыке ноты группируются по долям. Все мелкие длительности, которые в сумме составляют долю, записываются под "общей крышей". Это делается для удобства восприятия мелких длительностей. Под долей понимают длительность, которая указана в знаменателе размера. Например размер 2/4 означает, что такт состоит из двух четвертных долей (четвертей). Мы так же знаем, что одну четверть можно разделить на две восьмые, или на четыре шестнадцатые. Таким образом, все более мелкие длительности, которые могут входить в состав четверти, объединяются крышей. Крыша несет информацию о длительности нот. Одиночная крыша означает, что перед нами восьмые ноты, двойная - шестнадцатые, тройная - тридцать вторые, и так далее.

Штили восьмушек - "одиночная крыша", у шестнадцатых нот - "двойная крыша".
Штили восьмушек - "одиночная крыша", у шестнадцатых нот - "двойная крыша".

Что делать, если под "крышу" нужно записать ноты разной высоты? В какую сторону тогда пишутся штили?

Если в группе шестнадцатых присутствуют только ноты, расположенные ниже третьей линейки, то понятно, что все их штили будут направлены вверх(пример 1). Если все ноты в группе выше третьей линейки, - штили всей группы будут внизу (пример 2). Если три шестнадцатых будут низкими, а одна нота окажется написана вверху, или наоборот, то штили всей группы пишем по направлению большинства (пример 4). Если ситуация складывается пятьдесят на пятьдесят, то есть мы имеем две ноты, расположенные ниже и две - выше третьей линейки, написать можно в любую сторону (пример 3). Но советую смотреть по контексту. Если вокруг все другие группы имеют штили, смотрящие вверх, тоже пишите вверх. В данном конкретном примере возможны оба варианта.

                  Пример 1                  Пример 2                Пример 3                 Пример 4
Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4

Вокальная группировка

Вокальную группировку имеют ноты в вокальных партитурах, и в партитурах для сольного инструментального исполнения (скрипки, флейты). Такая группировка дает свои преимущества:

  • позволяет записать вокальный текст над нотами, которые наглядно демонстрируют распевы слогов
  • позволяет отметить штрихи и акценты - то есть указать музыканту способ звукоизвлечения, как эти ноты должны быть исполнены (связно, отрывисто и др.)
Запись длительностей в вокальной группировке: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая
Запись длительностей в вокальной группировке: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая

Принцип направления штилей общий, как для инструментальной, так и для вокальной группировки. Отличие в записи вокальной группировки состоит в том, что ноты не собираются под крыши, каждая из них выписывается отдельно. Чтобы мы могли отличать разные длительности, начиная с восьмых, к штилям добавляется "хвостик". Восьмые ноты имеют один хвостик, шестнадцатые - два, тридцатьвторые - три и т.д. Независимо от того, куда смотрит штиль,"хвостики" всегда пишутся справа от штиля.

Поздравляю вас с завершением большой и сложной темы! Мы изучили все основное вопросы, касающиеся нотного письма на начальном этапе обучения. Теперь можно смело приступать к практике! Желаю удачи в ваших начинаниях!