Битва при Кадеше
Они маршировали в течение двух месяцев, прежде чем добраться до места, где он чувствовал себя уверенным в организации своей армии в боевой строй для нападения на город и ждал со своей Амунской дивизией, вместе со своими сыновьями, чтобы другие догнали его.
В это время были захвачены в плен два хеттских шпиона, которые под пытками отказались от расположения хеттской армии, которая, по их словам, нигде не находилась поблизости от города. Уверенный, Рамзес отказался от своих планов немедленного удара и отдал приказ своей дивизии разбить лагерь и ждать прибытия остальной части армии.
Хеттская армия, однако, на самом деле находилась менее чем в миле отсюда, и два шпиона были целенаправленно посланы. Когда Рамзес разбивал лагерь, хетты ворвались из-за стен Кадеса и нанесли удар.
Битва описана в рассказах Рамзес, в "Поэме Пентавра" и в "Вестнике", где он рассказывает о том, как подразделение Амуна было полностью захвачено хеттами, и линии были прорваны.
Хеттская кавалерия сбивала египетскую пехоту, а оставшиеся в живых пытались спасти свой лагерь. Осознав свое положение, Рамзес обратился к своему богу-покровителю Амуну и дал отпор. По словам историка Маргарет Бансон:
Рамзес принес спокойствие и целеустремленность своим маленьким отрядам и начал прокладывать себе путь через врага, чтобы добраться до своих южных войск. Имея только свои домашние войска, несколько офицеров и последователей, а также толпу побежденных отрядов, он собрал свою колесницу и обнаружил, насколько велики силы, направленные против него. Затем он зарядил восточное крыло собранного противника такой свирепостью, что они уступили место, позволив египтянам вырваться из сети, которую закинул за них Муваталли.
Рамзес только что перевернул ход битвы, когда прибыла дивизия Птаха, и он быстро приказал им следовать за ним в атаку. Он повел хеттов к реке Оронтес, убив многих из них, в то время как другие утонули, пытаясь спастись бегством. Тем не менее, он не думал, что его поспешное обвинение может поставить его в положение, и теперь он был пойман между хеттами и рекой.
Все, что нужно было Муваталли II для победы в этот момент, это послать свои резервные войска в бой, и Рамзес и его армия были бы уничтожены; но по каким-то причинам хеттский царь этого не сделал. Рамесс собрал свои силы и изгнал хеттов с поля боя.
Затем он объявил Египту великую победу в том, что он победил своего врага в битве, но битва при Кадеше почти привела к его поражению и смерти. По его собственным данным, только благодаря его личному мужеству и спокойствию в бою (и доброй воле богов) он смог переломить ход событий против хеттов.
Рамзес увековечил свои подвиги при Кадеше в "Поэме Пентавра" и "Вестнике", в котором он описывает сражение как ослепительную победу Египта, но Муваталли II также заявил о победе в том, что он не проиграл город египтянам. Битва при Кадеше привела к подписанию первого в мире мирного договора между Рамзесом II Египта и преемником Муваталли II - Хаттузили III из империи хеттов.
После Кадешской битвы Рамзес посвятил себя улучшению инфраструктуры Египта, укреплению его границ и сдаче в эксплуатацию обширных строительных проектов в ознаменование победы 1274 года и других своих достижений.
Королева Нефертари и дальнейшая жизнь
Обширный комплекс гробниц, известный как Рамезей в Фивах, храмы в Абу-Симбеле, зал в Карнаке, комплекс в Абидосе и буквально сотни других зданий, памятников, храмов - все это было построено Рамзесом.
Многие историки считают его царствование вершиной египетского искусства и культуры, а знаменитая гробница Нефертари с ее настенными росписями приводится в качестве наглядного доказательства истинности этого утверждения. Нефертари был первой женой Рамзес и его любимой царицей.
Многие изображения Нефертари появляются на стенах храма и в скульптурах на протяжении всего периода его правления, несмотря на то, что она, кажется, умерла довольно рано в их браке (возможно, при рождении ребенка), а ее гробница, хотя и была обнаружена разграбленной, была произведением искусства в строительстве и украшении.
После Нефертари Рамзес возвел свою вторичную жену Исетнефрет в королевы, а после ее смерти дочери стали его супругами. Тем не менее, память о Нефертари, кажется, всегда была близка ему в том, что ее подобие было выгравировано на стенах и скульптурах Рамзес долгое время после того, как он взял других жен.
Он всегда относился к детям этих жен с равным уважением и почтением. Нефертари был матерью своих сыновей Рамзеса, а Амунхирвенемеф и Исетнефрет - матерью Хемвасета, и, тем не менее, все трое относились к нему одинаково.