Найти тему
MAD TOSBY

Жизнь вкуснее вина

Фото ©️ Netflix
Фото ©️ Netflix

Для тех, кто ус­тал от бес­ко­неч­ных се­ри­алов: на Netflix мож­но уви­деть де­бют­ную пол­но­мет­ражную лен­ту ре­жис­сё­ра Прен­ти­са Пен­ни, од­но­го из сце­нарис­тов и про­дюсе­ров се­ри­ала «Кли­ника», до это­го ра­ботав­ше­го ис­клю­читель­но на те­леви­дении. На при­мере от­дель­но взя­той аф­ро­аме­рикан­ской семьи сред­не­го клас­са он рас­смат­ри­ва­ет очень важ­ную проб­ле­му са­моде­тер­ми­нации, к ко­торой ред­ко об­ра­ща­ют­ся сов­ре­мен­ные ав­то­ры

Скром­ный па­рень Элай­джа (Ма­муду Ати) под­ра­баты­ва­ет в се­мей­ном рес­то­ране у сво­его от­ца — кон­серва­тив­но­го Лу­иса (Кор­тни Б. Вэнс), ко­торый пла­ниру­ет, что­бы лю­бимый сын стал нас­ледни­ком биз­не­са и до кон­ца жиз­ни за­нимал­ся рёб­рышка­ми и стей­ка­ми. Но Элай­джа, бо­ясь приз­нать­ся от­цу, меч­та­ет стать вин­ным со­мелье и в ито­ге с по­ощ­ре­ния ма­тери Силь­вии (Ни­си Нэш) пос­ту­па­ет в спе­ци­али­зиро­ван­ную шко­лу. Лу­ис счи­та­ет, что Элай­джа не­серь­ёзен в сво­их на­мере­ни­ях, и в ре­зуль­та­те наз­ре­ва­ет кон­фликт не­пони­мания: отец та­ит оби­ду на сы­на, пос­та­вив­ше­го се­бя от­дель­но от се­мей­но­го ай­сбер­га со все­ми его глу­бин­ны­ми проб­ле­мами, а Элай­джа ра­зоча­рован в неп­ри­ятии гла­вой семьи сво­ей по­зиции.

Проб­ле­ма са­мо­оп­ре­деле­ния ра­но или поз­дно на­чина­ет вол­но­вать каж­до­го бо­лее-ме­нее ду­ма­юще­го мо­лодо­го че­лове­ка. В филь­ме «От­ку­порен­ные» / "Uncorked" (2020) раз­во­рачи­ва­ет­ся ме­ханизм этой си­ту­ации со все­ми важ­ны­ми ас­пекта­ми: сов­ме­щение учё­бы и ра­боты, са­ма учё­ба по об­ме­ну, тре­бу­ющая де­нег, кон­траст лю­дей бо­гатых и не очень и их вза­имо­от­но­шения на пу­ти к об­щей це­ли. От­дель­ная ли­ния — де­вуш­ка Элай­джи Та­ня (Са­ша Ком­пе­ре), ко­торая ис­крен­не же­ла­ет, что­бы ге­рой до­бил­ся сво­ей це­ли и мо­тиви­ру­ет его, не за­мечая внут­ренне­го дав­ле­ния, ко­торое ис­пы­тыва­ет Элай­джа. Ди­лем­ма веч­но­го сту­ден­та — нас­коль­ко он име­ет мо­раль­ное пра­во учить­ся, ког­да его по­мощь тре­бу­ет­ся здесь и сей­час.

Скриншот
Скриншот

Це­ле­ус­трем­лённос­ти ме­ша­ют жи­тей­ские си­ту­ации, и Элай­джа, пы­та­ясь уго­дить всем, про­дол­жа­ет по­могать рес­то­рану в ущерб учё­бе. Се­мей­ные по­токи от­вле­ка­ют ге­роя от пог­ру­жения в про­фес­сию, ему при­ходит­ся сом­не­вать­ся в по­лучен­ных зна­ни­ях и сво­ей воз­можнос­ти сдать эк­за­мены. Об­на­жа­ет­ся прав­да са­мо­оп­ре­деле­ния: сту­ден­чес­тво, ког­да че­ловек рас­тра­чива­ет вре­мя на по­боч­ные кур­сы, про­ходит, те­перь не­об­хо­димо дей­ство­вать бес­ком­про­мис­сно, пос­вя­щая се­бя же­лан­но­му де­лу пол­ностью и без ос­татка, не от­вле­ка­ясь эмо­ци­ональ­но, что­бы на­вер­стать упу­щен­ное пе­ред те­ми, кто оту­чил­ся ра­нее и об­ла­да­ет боль­шим за­пасом вре­мени. Но сил на это нет, ори­ен­ти­ры ме­ня­ют­ся. Да, здесь есть скид­ка на за­пад­ное об­щес­тво, где воз­раст сту­ден­чес­тва и мо­лодос­ти вы­ше, чем в Рос­сии. Од­на­ко это не от­ме­ня­ет ак­ту­аль­нос­ти филь­ма для на­шей стра­ны, ко­торый яр­ко де­монс­три­ру­ет, с чем мо­жет стол­кнуть­ся че­ловек, ре­шив­ший сме­нить про­фес­сию или дос­тигнуть че­го-то но­вого в воз­расте, ког­да от­ветс­твен­ность бро­са­ет свои вы­зовы. Дви­жение к це­ли час­то об­раста­ет со­путс­тву­ющи­ми кон­флик­та­ми и фи­нан­со­выми труд­ностя­ми.

Скриншот
Скриншот

Для Элай­джи эмо­ци­ональ­ным триг­ге­ром ста­новит­ся отец, ко­торый де­монс­тра­тив­но вы­ража­ет не­доволь­ство его вы­бором; при­том что од­ногруп­ник Элай­джи Гар­вард (Мэт Мак­Горри) по­луча­ет день­ги от сво­его обес­пе­чен­но­го па­пы на ста­жиров­ку в Па­риже. Всё это на­поми­на­ет бал­ла­ду о тех, кто про­бу­ет но­вое, час­то стес­ня­ясь взять у ро­дите­лей день­ги на учё­бу в двад­цать пять — двад­цать семь лет, стал­ки­ва­ясь с не­равенс­твом и со­вестью. Фильм ис­сле­ду­ет жизнь нас­то­яще­го сред­не­го клас­са, за­раба­тыва­юще­го по­ряд­ком вы­ше сем­надца­ти ты­сяч руб­лей (в пе­рево­де на рос­сий­ские ре­алии и по мне­нию од­но­го по­лити­ка), но по-преж­не­му всё вре­мя в чём-то нуж­да­юще­гося.

Свет кар­ти­ны слег­ка приг­лу­шён, сим­во­лизи­руя су­мер­ки, прес­ле­ду­ющие ге­роя: Элай­джа — это ар­хе­тип веч­но­го сту­ден­та, ко­торый ни­как не мо­жет рас­пря­мить пле­чи и всё ещё очень за­висим от семьи. Но нас­тро­ение филь­ма, нес­мотря на ме­лан­хо­лич­ные от­тенки, спо­кой­ное и жиз­не­ут­вер­жда­ющее, ведь се­мей­ный фонд, пусть и со­дер­жа­щий в се­бе кон­флик­ты, поз­во­ля­ет че­лове­ку быть са­мим со­бой вмес­те с его кап­ри­зами и не­доволь­ства­ми, не да­вая то­му ока­зать­ся на па­пер­ти. Проб­ле­мы от­но­ситель­ны и не за­висят от внеш­них об­сто­ятель­ств, и, ме­няя свои ори­ен­ти­ры, че­ловек смот­рит на жизнь под дру­гим уг­лом — при­мер­но об этом го­ворят ав­то­ры. Су­мер­ки сме­ня­ют­ся у­ют­ным бы­том под инс­тру­мен­та­лы хип-хо­па, приг­ла­шая по­чувс­тво­вать се­бя в од­но­этаж­ной Аме­рике как до­ма. Иног­да это спо­кой­ствие ме­ша­ет филь­му стать яр­ким и за­поми­на­ющим­ся, нев­зи­рая на ос­трые со­бытия, но это­го и не нуж­но, так как для вы­бора сво­ей судь­бы по­мога­ют штиль и спо­кой­ное раз­думье, под­креп­ля­емое осоз­нанны­ми пе­реме­нами. "Uncorked" — это сим­па­тич­ное жиз­ненное ки­но о го­ризон­таль­ной карь­ер­ной миг­ра­ции, ко­торое по-сво­ему дос­та­вит удо­воль­ствие тем, кто на­ходит­ся в по­ис­ке.

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте