Найти в Дзене
Сорокин

Почему США проиграли схватку с коронавирусом

Известный инвестор призывает перезапустить американскую мечту

photo: qz.com
photo: qz.com

На прошлой неделе известный инвестор Кремниевой долины, член совета директоров Facebook (а до этого - один из разработчиков первого браузера Mosaic), Марк Андриссен, опубликовал эссе "Пришло время строить!". В нем он анализирует неудачу США (и всего западного мира) в борьбе с коронавирусом и делает вывод, что ситуацию может исправить своеобразный перезапуск американской мечты - США нужно вновь учиться строить.

Ниже перевод его работы. Я разбил ее на две части для удобства.

IT’S TIME TO BUILD

Каждый западный институт оказался не готов к пандемии коронавируса, несмотря на множество предшествующих предупреждений. Эта монументальная промашка институционной эффективности будет отдаваться до конца десятилетия, но уже не слишком рано спрашивать «почему», и что с этим делать.

Многие из нас хотели бы возложить вину на ту или иную политическую партию, на то или другое правительство. Но суровая реальность состоит в том, что проиграли все – ни одна западная страна, государство или город не были готовы – несмотря на тяжелую работу и порой удивительные жертвы со стороны многих людей. Так что проблема лежит гораздо глубже, и не ограничивается претензией к политику или родине.

Часть проблемы, совершенно очевидно, это предвидение, отсутствие воображения. Но другая часть проблемы лежит в области того, что мы «не сделали» заблаговременно, и что не можем делать сейчас. Это недостаток конкретных действий и в особенности – наша повсеместная неспособность «строить».

Сегодня она наблюдается в том, что у нам не хватает самого необходимого. Нам не хватает тестов на коронавирус и материалов для тестирования – включая, что удивительно, ватных томпонов и самых обычных реагентов. Нам не хватает вентиляторов, палат с отрицательным давлением и коек в отделениях интенсивной терапии. Не хватает хирургических масок и медицинских халатов – когда я пишу это, Нью Йорк бросил клич о сборе плащей-дождевиков, которые используют теперь как медицинские халаты. Дождевики! В 2020 году! В Америке!

К тому же у нас нет лекарств или вакцины – опять же, несмотря на многолетние предупреждения о коронавирусах, переносимых летучими мышами. Наши ученые, хочется надеятся, изобретут лекарства и вакцину, но тогда нам может не хватить фабрик для произвоства ее в необходимых масштабов. И не известно, сможем ли мы развернуть вакцинацию достаточно быстро – ученым потребовалось пять лет, чтобы добиться регуляционного одобрения новой вакцины против Эболы после вспышки в 2014 году.

В США нет даже возможности выплатить людям и бизнесу деньги в рамках антикризисной программы. Десятки миллионов рабочих, оставшихся без работы, их семьи, миллионы малых предприятий в беде «прямо сейчас», и у нас нет прямого способа перевести им деньги без потенциально убийственных задержек. Правительство, которое каждый год собирает деньги с граждан и предприятий, так и не построило систему распределения средств, когда они нужны больше всего.

Почему этого нет? Медицинское оборудование и финансовые каналы это не какая-нибудь высшая математика. Допустим, лекарства и вакцины это дело сложное. Но изготовление масок и перевод денег – это не сложно. Это все могло быть, но мы предпочли, чтобы этого не было, -- а именно мы предпочли, чтобы не было механизмов, фабрик, систем, которые это производят. Мы предпочли не «строить».

Это заметно не только по самовольному благодушию (маниловщине), довольству статусом кво и не желанию строить во время пандемии или в сфере здравоохранения в целом. Это заметно во всей западной жизни, и в особенности американской жизни.

Это проявляется в жилищном вопросе и физическом облике городов. Мы не можем построить достаточно жилья в гродах с растущим экономическим потенциалом. Это приводит к сумашедшим ценам на недвижимость в таких местах как Сан-Франциско, где обычному человеку почти невозможно поселиться, чтоб выйти на перспективную работу. Мы даже не можем больше строить сами города. Когда продюсеры сериала «Мир дикого запада» хотели изобразить американский город будущего, они искали локации не в Сиэтле или Лос Анжелесе – они поехали в Сингапур. Это у нас должны быть сверкающие небоскребы и восхитительные условия обитания во всех лучших городах, на уровне, который гораздо выше сегодняшнего. Но где они?

Это видно в сфере образования. У нас есть элитные университеты, но они обучают только ничтожный процент из четырех миллионов новоявленных выпускников школ каждый год по всем США или 120 млн студентов со всего мира. Почему бы не обучать каждого выпускника школы? Разве это не самое главное, что мы можем сделать? Почему бы не построить больше университетов или расширить имеющиеся? Последняя крупная инновация в системе школьного образования была в 1960-х годах – метод Монтессори. С тех пор мы полвека проводили исследования в области образования, которые так и не воплотились на практике. Почему бы не построит больше школ по системе К-12 (от детского сада до 12 класса образование оплачивает государство – прим.пер), используя все накопленные к настоящему моменту знания? Мы знаем, что индивидуальное обучение может уверенно улучшить показатели – у нас есть интернет, почему мы не построили системы, подбирающие кадому ученику опытного наставника, чтобы улучшать показатели учащихся?

Это видно в сфере производства. В отличие от расхожего мнения, Америка производит гораздо больше, чем когда либо, но почему так много произвоств размещено в странах с более дешевой рабочей силой? Мы знаем как строить автоматизированные фабрики. Мы могли бы создать огромное количество высокооплачиваемых рабочих мест, чтобы построить их и управлять ими. Мы знаем – и это происходит прямо сейчас – о стратегической проблеме зависимости от офшорного производства ключевых товаров. Почему мы не строим «инопланетные дредноуты» Илона Маска – гигантские, сверкающие фабрики, произведения исскуства, выпускающие все мыслимые виды продукции, самого высочайшего качества и по самым низким ценам?

Это видно в сфере транспорта. Где сверхзвуковые самолеты? Где миллионы дронов для доставки? Где высокоскоростные поезда, парящие монорельсовые дороги, где hyperloop и, конечно же, летающие автомобили?

Продолжение во второй части.

После публикации эссе, Андриссена, понятно, критиковали,
здесь можно почитать об этом (и многом другом).