Найти тему
Исследование Писания

КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА (ч.5): СОН С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ

Оглавление

(Дан. 3:31-4:34)

События главы 4 продолжают освещать тему Даниила, что все в руке Божьей. Стихи 14, 22 и 29 заявляют, что “Всевышний владычествует над царством человеческим”. Последние стихи глав 3 и 4 содержат повеление царя Навуходоносора, восхваляющее Бога. Между ними мы видим сон и его объяснение Даниилом, по своей структуре сходное с толкованием сна из главы 2.

ЦАРСКИЙ УКАЗ (3:31-33)

В указе царь выражает свое благосклонное отношение к Богу:

«Навуходоносор, царь, всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды родов» (ст. 31-33).

Соединив 3:32, 33 с 4:31, 32, мы можем подумать, что царь “обратился” к Богу Даниила. По существу, этот указ как бы подтверждает действием свидетельства псалмопевца из Пс. 50:15, 17, где кающийся грешник дает обет возвещать о благости и славе Божьей. Эта глава не содержит никакой информации относительно того, оставил Навуходоносор идолопоклонство, чтобы служить живому Богу, или нет. Возможно, этим указом он вводил Бога в свой пантеон богов. Однако нет ничего плохого в предположении, что в результате благотворного влияния Даниила и исполнения снов (в соответствии с пророчеством Даниила) Навуходоносор в точности верил тому, что выразил в своем указе. Не исключено, что он стал поклоняться Богу небес. Так или иначе, указ в 3:31-33 был написан после того, что произошло в главе 4.

ЦАРСКИЙ СОН (4:1-15)

Из стиха 1 следует, что царь — после разрушения Иерусалима и завоевания Сирии, Аравии, Финикии и Египта — достиг вершины своего могущества. Возможно, он все время размышлял о собственном величии (ст. 26, 27). И вот, посреди неги и роскоши, ему приснился другой сон:

«Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня. И дано было мной повеление привести ко мне всех мудрецов вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна. Тогда пришли тайноведцы, обаятели, халдеи и гадатели; я рассказал им сон, но они не могли мне объяснить значение его. Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором Дух святого Бога. Ему рассказал я сон. “Валтасар, глава мудрецов! Я знаю, что в тебе Дух святого Бога и никакая тайна не затрудняет тебя. Объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его”» (ст. 1-6).

Сон смутил и испугал Навуходоносора (ст. 2).

Бог по Своей доброте скрывает будущее от большинства из нас. Мы не способны справиться с ним. С человеческой точки зрения, Навуходоносор был самым могущественным человеком на земле, но и он испугался, когда заглянул в будущее.

С годами царь изменился. В главе 2 он требовал от мудрецов, чтобы они под страхом смерти рассказали ему его же сон. В стихе 3 он просит их всего лишь объяснить сон. Те, кто не справился с этим в прошлый раз, были на грани очередной неудачи. “Наконец вошел ко мне Даниил...” (ст. 5). Мы не знаем, почему сразу же не позвали Даниила. Возможно, он отсутствовал, занимаясь царскими делами в другом месте, и явился позже, когда получил особый приказ от царя. Может быть, царь понял сон лучше, чем дал знать об этом; если так, то понятно, почему он был так напуган. Он мог подозревать, что сон предвещает нечто плохое для него, и поэтому откладывать точное его толкование. Мы обычно предпочитаем по возможности отложить “плохое известие” на потом.

Вызвав к себе Даниила, Навуходоносор сказал, что “Дух святого Бога” (ст. 5) обитает в Данииле, которого он назвал Валтасаром, что значит “тот, кому Вал открывает тайны”. Даниил в свое время объяснил царю, что не он, а “Бог небесный” открыл царский сон. Навуходоносор проникся этой частью веры Даниила, хотя почти ничего в этом не смыслил.

Итак, Навуходоносор рассказал свой сон Даниилу:

«Видения же головы моей на ложе моем были такие. Я видел: вот, среди земли - дерево весьма высокое. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть. И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святой. Воскликнув громко, Он сказал: “Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он, в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается небесной росой, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется у него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Повелением Бодрствующих это определено и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми”. Такой сон видел я, царь Навуходоносор. А ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что Дух святого Бога в тебе» (ст. 7-15).

Рассказывая свой сон, Навуходоносор переходит от описания “дерева” в стихе 11 к личным местоимениям “он”, “его”, “ему” в стихах 12 и 13. Это опять-таки может указывать на то, что Навуходоносор знал, что сон был о нем самом. Он боялся услышать объяснение. В стихах 17-24 Даниил подтверждает, что дерево на самом деле символизирует Навуходоносора и что пророчество предвещает несчастье.

В стихе 14 сказано: “Повелением Бодрствующих это определено...” Во многих английских версиях Библии курсивом добавлено слово “ангелов” В Современном Переводе читаем: “Святой Ангел объявил”. Поскольку нам не говорится, кто такие “Бодрствующие”, можно назвать их и ангелами. Основное значение слова “ангел” — просто “вестник”, а это как раз характеризует “Бодрствующих” в данном отрывке.

Однако из этого стиха никак не следует, что указ составили “Бодрствующие”. Суть в том, что они были согласны с этим указом, который, исходя из контекста всей главы, был от Бога. Некое подобие этого разговора мы видим в Ис. 6:8, где Господь спрашивает: “Кого Мне послать?” Этот явно риторический вопрос был задан херувиму, чтобы побудить Исайю дать ответ.

Мы уже говорили об истине, которую Даниил подчеркивал во всех своих взаимоотношениях с Навуходоносором: “Всевышний владычествует над царством человеческим”. Особенно интригующей является последняя строка стиха 14: “[Он] поставляет над ним уничиженного между людьми” (“смиренного”; Современный Перевод). В зависимости от того, как понимать эти слова, стих может означать, что Бог дает царства даже самым смиренным из людей (например Давиду) или самым худшим (как Ахав). В Рим. 13:1-7 Павел утверждает, что “власти от Бога установлены”. Это урок, который все люди должны усвоить и всегда помнить. Не существует людей, которые бы добились всего своими силами. “Подняться до самой вершины” им позволили Божьи мудрость, планирование и даже благодать.

Мы знаем, что “Бог нелицеприятен” (Деян. 10:34). Занимаемый пост не делает человека праведным или грешным; каждый человек сам решает, каким ему быть. Бог ставил добрых царей для помощи людям, и Он же ставил плохих царей для их наказания. Что бы мы ни думали о том или ином правительстве и его руководителях, истинно уповающий на Бога верит, что назначение этих руководителей не обошлось без руки Бога, имеющего по отношению к ним на этом посту Свои цели.

С более духовной точки зрения прослеживается еще одна параллель. То, что человек является “руководителем” в церкви, еще не гарантирует ему праведности, равно как и будущего тем людям, которыми он руководит. Очень часто мы получаем то, что заслуживаем. Если мы не проявляем интереса к выбору наших руководителей, если игнорируем Божьи указания относительно духовных качеств руководства, тогда мы будем терпеть последствия. Духовное руководство — это самое высокое призвание на земле. Удивительно, как много людей считают себя способными быть духовными лидерами, хотя те же самые люди признают, что не способны или не могут руководить в других сферах жизни. Это указывает на то, что мы не придаем должного значения руководству Божьего народа.

ТОЛКОВАНИЕ ДАНИИЛА (4:16-24)

Выслушав сон Навуходоносора, Даниил “около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его” (ст. 16). Даниил знал разгадку этого сна. Воистину Дух Божий был с ним. Он размышлял над суровостью толкования, а также над последствиями его исполнения для царя и его царства. Некоторые полагают, что он боялся реакции царя, но это менее вероятно. За долгие годы у Даниила сложились добрые взаимоотношения с Навуходоносором; царь доверял ему. Он тут же попросил Даниила объяснить значение сна и не “смущаться” последствий. Тогда Даниил сказал: “Господин мой! Твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!”

Затем Даниил объяснил, что дерево — это сам царь. Он сказал: “Это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли” (ст. 19). Далее он открыл царю, что тот потеряет рассудок и будет временно низложен, а когда познает, что “Всевышний владычествует”, то будет восстановлен в царстве, которое будет сохранено для него. То, что Навуходоносор должен был познать, ясно изложено в стихе 22:

«Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травой будут кормить тебя, как вола, росой небесной ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобой, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет».

Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, “семь времен” (ст. 20) означают семь лет. Учитывая, как изменился внешний вид Навуходоносора во время его безумия (см. 4:25-30), семилетний период кажется весьма вероятным. Такие изменения вряд ли бы произошли за более короткий срок — скажем, за семь месяцев и тем более за семь недель.

Затем Даниил призвал Навуходоносора к покаянию (ст. 24). “Искупи грехи твои”, — сказал он. (Царские грехи идолопоклонства, гордости и вспыльчивости очевидны даже из одной только книги Даниила). Он настоятельно просил царя избежать показанных ему во сне обстоятельств “милосердием к бедным” (многих из них сделали бедными завоевания Навуходоносора). Даниил искренне заботился о благополучии царя. Здесь нам дается замечательный урок. Заботимся ли мы о тех, кто сделал нам какое-то зло, кого мы считаем своим “врагом” и кто, как мы считаем, не заслуживает ничего, кроме “возмездия”? Хорошим объяснением поведения Даниила является 1 Кор. 13, глава о любви. В своем сердце он держал благополучие царя. Он умолял его покаяться, осознавая, что такая реакция сможет смягчить суровость ситуации, которую Бог открыл во сне.

БЕЗУМИЕ ЦАРЯ (4:25-30)

К сожалению, даже если царь и выслушал совет Даниила, он не принял его к сердцу. Ровно через год, когда царь восхвалял себя, сон начал исполняться. В стихе 28 написано: “Еще речь эта была в устах царя...” Вспомните другого царя из Деян. 12:21-23, который во время самопрославления был поражен и умер. Бог более милостиво обошелся с Навуходоносором, оставив его в живых. В послании Иакова мы читаем: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (4:6); “Смиритесь пред Господом, и вознесет вас” (4:10). Навуходоносор прославлял себя, считая себя выше всех людей, и тут же стал ниже всех. Дж. Д. Дэвис пишет:

«Такова конечная цель гордости... — сделать так, чтобы человек обожествил сам себя. Но был ли там, в тех величественных сооружениях, хотя бы один-единственный камень, созданный Навуходоносором? Был ли разум, разработавший все это, возникшим из ничего? …Гордость — это идолопоклонство. Гордость становится безумным атеизмом. Никакой другой грех не подвергается осуждению в Писании так часто и открыто, как гордость. Из-за него ангелы потеряли свое высокое положение.

В эту же яму упал Адам. “И вы будете, как боги” — сказал искуситель... “Погибели предшествует гордость”. Между высокомерием и адом всего один шаг. Дерзкая самонадеянность граничит с безумием».

Навуходоносор потерял разум и связь с реальностью. В стихе 30 сказано, что царь был “отлучен от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росой небесной, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы”. Он стал частью дикой природы. Представьте себе его внешний вид. Даже в этом проявилась Божья милость: Навуходоносор слился с окружающим его миром, чтобы выжить и когда-нибудь вернуться на престол.

Сегодня некоторые считают, что “вера” должна быть “чувством” или “ощущением” не менее, чем “разумом” (логикой, рассудком). Люди часто полагают, что “религия” и “рассудок” противоречат друг другу. Наоборот, то, что произошло с Навуходоносором в тот период времени, подтверждает, что нельзя исключать “разум” из “религии”.

(1) Именно разум позволяет человеку поклоняться, “смиряться” перед Богом. Кто-то может возразить, что “природные” элементы мира “поклоняются” тем, что исполняют предназначенное им Богом, но не так обстоит дело с человеком. Еще в Эдеме Бог “рассуждал” с Адамом и Евой. Он давал им конкретные указания. Видимо, по своей наивности, Адам тоже рассуждал с Богом. В Рим. 12:1 Павел ведет речь о “духовном служении”, которое переведено как “разумное служение”. От новозаветного греческого слова логос, которое в наших Библиях однозначно переводится как “слово”, произошло наше существительное “логика”. Бог обращается с нами как с разумными, логически мыслящими людьми, с которыми Он может “рассуждать”.

(2) Отсутствие “разума” ведет к безумию. Здесь Навуходоносор является отличным тому примером, однако это положение подтверждается всеми Писаниями и историей человечества вообще. Иисус говорил, что блудный сын “пришел в себя” (Лк. 15:17). Он указывал, что погрязший в грехах человек — “не в себе”, то есть “неразумен”, “потерял рассудок”. Все это характеризует состояние Навуходоносора до того, как он прожил семь лет как зверь.

(3) Бог хочет, чтобы мы любили Его всем нашим “разумением” (Мф. 22:37). Он наделил нас способностью думать, рассуждать. Он хочет, чтобы мы применяли эту способность — не только в науках или в тонкой игре человеческого ума, но и в понимании Его Слова и Его воли. В 1 Кор. 2:9, 10 Павел показывает, что Бог открыл нам свои помышления. Он говорил не об “эмоции” или “чувстве”, а о том, что Бог думает. Когда Навуходоносор потерял рассудок, вероятней всего, он утратил и эмоции. Он перестал жить и поступать как человек и превратился в подобие дикого зверя. Его разум был восстановлен только по Божьей благодати. Можем ли мы быть уверены в том, что, откажись мы от “разума” в “религии”, Бог восстановит нас, после того как мы пожнем плоды своего безрассудства?

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦАРЯ (4:31-34)

После рассказа о семи годах жизни Навуходоносора среди зверей повествование возвращается к указу царя:

«По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне. И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Вечноживущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды родов. И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: “Что Ты сделал?” В то время возвратился ко мне разум мой, и, к славе царства моего, возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой. Тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны и Который силен смирить ходящих гордо» (ст. 31-34).

В Иез. 29:17 говорится, что через двадцать лет после покорения Иерусалима Навуходоносор, наконец, завоевал Египет. Сумасшествие Навуходоносора произошло, вероятно, до или после этого завоевания. По крайней мере, мы можем смело утверждать, что период безумия отнял у него семь лет правления.

К этому времени Навуходоносор стал старше, опытнее и мудрее. Он признал владычество Бога и то, что Он смиряет ходящих гордо. Царь усвоил этот урок.

Суть всех пророчеств Даниила заключается в том, что Бог владычествует над царствами — да и вообще над всеми без исключения делами людей. Эта уверенность была важна для первых слушателей (или читателей) Даниила, которые были Божьим народом, Его царством, но которые были побеждены, согнаны со своих земель и уведены в рабство. Даниил передает им весть утешения и надежды: Бог по-прежнему владычествует в делах людей. Сегодня мы имеем ту же уверенность.

Эта необычная глава преподает нам несколько важнейших уроков о жизни, которые стоит запомнить. Центральная ее тема — гордость, но из этой темы проистекают и другие важные уроки.

Тема начинается с 31-го стиха предыдущей главы, повествование ведется от первого лица, то есть от лица самого Навуходоносора. Царь делает заявление “всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле” (3:31), возвещая “знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог” (3:32). Затем он начинает восхвалять Бога: “Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды родов” (3:33). Смелые заявления для императора-язычника. В главе 4 рассказывается, как Навуходоносор пришел к решению славить Бога.

Царь объясняет это так:

«Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня. И дано было мной повеление привести ко мне всех мудрецов вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна» (4:1-3).

Мы уже отмечали, что Даниил любит приводить перечни. В стихе 4 содержится очередной перечень, включающий тайноведцев, обаятелей, халдеев и гадателей. Царь рассказал им свой сон, однако никто из этого списка не смог истолковать его (ст. 3). Можно догадаться, кто разгадал сон царя: Даниил. В стихе 5 Навуходоносор говорит: “Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего”. (Помните, в главе 1 Даниил был переименован в Валтасара?) Главным вавилонским божеством был Мардук, которого также звали “Вил” [“Вал”]. Интересно, был ли этот идол связан с Ваалом? Как бы там ни было, Вил [Вал] был вавилонским богом, и в честь этого бога Даниила назвали “Валтасаром”. В Ис. 46:1 говорится о Виле и Нево: этих вавилонских богов проносили через город во время ежегодного шествия и церемонии переосвящения.

А что означает имя “Даниил”? Это имя нравится нам больше. “Дани” означает “судья” или “мой судья”, а “ил” [Эл] — “Бог”. Значит, имя “Даниил” переводится “Бог — мой судья”.

И вот Даниил предстал перед царем, который видел в нем “дух святого Бога” (ст. 5). Навуходоносор рассказывает, как он поведал о своем сне Даниилу:

«...Я видел: вот, среди земли — дерево весьма высокое. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (ст. 7-9).

Во сне царь увидел большущее дерево с огромными ветвями и прекрасными листьями. В нем и вокруг него жили всякие твари. Оно давало тень полевым зверям, а птицы могли жить в его ветвях.

В своем сне царь увидел, как “нисшел с небес Бодрствующий и Святой” (ст. 10). Неясно, что это было за существо, кроме того, что, по всей видимости, он являлся Божьим вестником, неким ангелом. Этот бодрствующий ангел громко воскликнул:

«Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он, в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается небесной росой, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен» (ст. 11-13).

Мы не знаем наверняка, что в этом отрывке означают “семь времен”. Большинство людей считает, что случившееся длилось семь лет. В апокалиптических произведениях, каким является книга Даниила, семь — это совершенное, или полное, число. Таким образом, это полное число может означать “пока не исполнится срок”. Семь времен должно пройти над царем, пока он будет исполнять приговор, описанный в сне. Этот срок был выделен для него (и для других), чтобы он усвоил важный урок.

В сне Навуходоносора голос сказал:

«Повелением Бодрствующих это определено и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (ст. 14).

В этом стихе раскрывается тема главы 4: “Всевышний владычествует над царством человеческим”. С этим утверждением мы встретимся, по меньшей мере, еще два раза.

Навуходоносор был величайшей силой на земле. Никто не мог противостоять ему. Однако ему следовало знать, что есть сила более великая, чем он. Ему следовало помнить, что над человеческими царствами, в конечном итоге, владычествует Всевышний. Если Бог захочет убрать кого-нибудь с руководящего поста, то долго тому ждать не придется. Все мы в Его власти. “Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет”. В Рим. 13:16” есть схожее утверждение: “...ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”. Павел велит христианам подчиняться властям, потому что нет власти, которая была бы не от Бога. Это не означает, что Бог одобряет все, что делают в мире правители, однако же Бог управляет делами людей. Божьим провидением и водительством назначаются и поставляются мировые правители — и с такой же легкостью Бог может лишить их власти.

Навуходоносору, правителю всей Вавилонской империи, было легко ощущать собственную важность. Он думал: “Я настолько могуществен, что никто не может остановить меня”, — но тема этого отрывка утверждает обратное: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.

ГОРДОСТЬ ВСЕГДА НЕУМЕСТНА

Первый из показанных здесь уроков заключается в том, что гордость всегда неуместна. Сон Навуходоносора стал укором для его гордости.

Ни один мудрец в царстве не смог разгадать этот сон, поэтому царь обратился за помощью к Даниилу (ст. 15). И снова Бог дал Даниилу способность истолковать сновидение царя.

Интересно, что последняя часть сна звучит так, будто всю историю рассказывает Навуходоносор. Тем не менее, царь говорит от первого лица только в этой части. Затем начинает говорить Даниил, и события излагаются от третьего лица. Позже повествование опять ведется от первого лица.

В стихе 16 показана личная реакция Даниила на этот сон. Услышав рассказ, он смутился и встревожился, хотя царь попросил его не волноваться. Реакцию Даниила можно выразить следующим образом: “Лучше бы этот сон относился к твоим врагам, а не к тебе!” Сон предвещал нечто очень и очень плохое. По сути, он сказал: “Как печально, что я все это услышал, но еще печальней то, что мне придется раскрыть тебе, что это значит”. И все же он объясняет царский сон:

«Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотой своей достигало до небес и видимо было по всей земле, на котором листья были прекрасные, и множество плодов, и пропитание для всех; под которым обитали звери полевые, и в ветвях которого гнездились птицы небесные, — это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли» (ст. 17-19).

Даниил говорит, что дерево символизирует царя. Как дерево широко раскинуло свои ветви, так и царь распростер свое влияние до краев земли. Небесный вестник, “Бодрствующий и Святой”, говорит царю, что будет с ним в течение “семи времен”.

Даниил подтвердил: “Вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя” (ст. 21). Он без утайки рассказал царю, что с ним произойдет. Царь будет отлучен от людей! Вот оно, Господне повеление Навуходоносору:

«Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травой будут кормить тебя, как вола, росой небесной ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобой, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет» (ст. 22).

Даниил даже сказал царю, как долго это будет продолжаться: “семь времен” пройдут над ним. Далее снова идет тема главы: это будет продолжаться до тех пор, пока царь не признает, что “Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет”. Такова общая тема этой истории, а также главы 5. По сути, это один из главных уроков книги.

Тот факт, что у дерева остался корень (ст. 23), говорит о том, что исполнение сна будет носить временный характер. К Навуходоносору вернется его царство — после того, как он усвоит урок. В этом заключалась вся цель того, что Бог собирался навести на Навуходоносора. То, что случится, будет продолжаться, быть может, семь лет — пока он не поймет, что всем правят небеса.

Даниил предпринял последнюю попытку привести Навуходоносора к покаянию и обратить к истинному Богу (ст. 24). Он посоветовал ему поступать по “правде” и проявлять “милосердие к бедным”. Он надеялся, что, если царь покается, Бог продлит его благоденствие. Но было слишком поздно: сну надлежало исполниться. В стихе 25 читаем: “Все это сбылось над царем Навуходоносором”.

ВЫСОКОМЕРНЫЕ БУДУТ УНИЖЕНЫ

Второй истиной, которую мы познаем, является то, что высокомерные будут унижены, некоторые в этой жизни, а остальные — в следующей. Мы видим драматическую сцену унижения Богом этого великого царя, чтобы научить его смирению.

Двенадцать месяцев спустя царь прогуливался по крыше своего дворца в Вавилоне (ст. 26) и рассуждал о своих достижениях, говоря: “Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силой моего могущества и в славу моего величия!” (ст. 27). Навуходоносор имел в виду: “Все это сделал я”. Это была грубая ошибка.

Обратите внимание, что в этой части главы повествование идет от третьего лица. Навуходоносор не говорит: “Я ходил по крыше”. История о семи временах рассказывается от третьего лица. Все это время психического расстройства он не был способен ни говорить, ни писать о том, что с ним происходило.

Эти хвастливые слова были еще на устах царя, как раздался голос с небес:

«Тебе говорят, царь Навуходоносор! Царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травой будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобой...» (ст. 28, 29).

Здесь, в конце стиха 29, снова провозглашается тема. Она повторяется в 4:13, 22 и 29. Бог объявляет, какой урок нужно усвоить Навуходоносору: “Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет”. Бог говорит Навуходоносору: “Не забывай, кто дал тебе всю эту власть!”

В стихе 30 сказано: “Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором.” Это невероятное пророчество исполнилось, и царь был отлучен от людей. Он стал есть траву, как скотина, волосы его выросли, как у льва, а ногти стали, как когти у птицы. Можете себе представить это?

В детстве я боялся фильмов ужасов об оборотнях. Меня не пугали другие вымышленные чудовища, но мысль о людях, которые при наступлении полнолуния превращались в волкоподобных животных, приводила меня в ужас. Для восьмилетнего мальчишки было мучительно сидеть и смотреть, как в процессе превращения по всему телу этих тварей начинали расти волосы. Я слышал о случаях, когда люди с психическими расстройствами принимают облик животных. Считают, что это состояние, называемое “ликантропия”, приводит к тому, что при лунном свете человек становится похож на волка. Мне кажется, Навуходоносора постигло полное умственное расстройство, и это изменение в психике повлияло на его внешность.

С сумасшедшим и бессильным Навуходоносором, кто-то должен был взять на себя заботу о троне. Может быть, советники Навуходоносора сами управляли делами до его выздоровления. В некоторых комментариях утверждается, что в дошедших до нас древних сведениях о правлении Навуходоносора есть пробел в несколько лет. События до и после этого периода освещаются, а вот исторических документов, относящихся к тому именно периоду времени, просто нет. Некоторые ученые полагают, что этот пробел возник в результате событий, описанных в Библии. Какой царь с его советниками захочет предать гласности то, что произошло с Навуходоносором?

БОГ МИЛОСТИВ

Третья очевидная истина состоит в том, что Бог милостив. Он мог бы уничтожить царя, но решил дать ему возможность понять, что Бог превыше всего. Бог всегда действует в согласии со своей благодатью. Благодать Божья неизменно проявляется во всех событиях и Ветхого, и Нового Заветов.

По прошествии семи времен разум вернулся к Навуходоносору. В своем указе он объявил: “По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне. И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Вечноживущего...” (ст. 31). В этой части повествование опять возвращается к первому лицу: “Я, Навуходоносор”.

Указ царя включает в себя следующие хвалебные слова:

«...Которого владычество — владычество вечное, и Которого Царство — в роды родов. И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: “Что Ты сделал?”» (ст. 31, 32).

Я уверен, что Навуходоносора не раз изумлял Бог Израиля, но не думаю, что он когда-либо совершил обрезание, чтобы стать иудеем. Навуходоносор верил во многих богов и признавал, что Бог иудеев — могущественный бог. Насколько нам известно, он оставался политеистом до самой смерти, и все же в первых главах мы читаем о том, как поразился Навуходоносор способности Бога Даниила открывать тайны.

Вновь обретя разум, Навуходоносор вернулся к власти. Однако кое-что изменилось в нем: (1) его “величие... еще более возвысилось” и (2) он научился прославлять Царя Небесного. В своем указе он говорит:

«...возвратился ко мне разум мой, и, к славе царства моего... я [был] восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (ст. 33, 34).

Вот такой конец истории о дереве с широко раскинувшейся кроной, со всеми гнездившимися в ней птицами и со всеми скрывавшимися в ее тени зверями. Это дерево, несомненно, символизировало Навуходоносора. Оно было срублено, но главный корень остался, а обруч на нем из железа и меди указывал на то, что дерево (царь) не будет полностью уничтожено. По прошествии семи лет он вернулся к прежней жизни. Все случилось в точности так, как и было предсказано во сне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всем этом скрывается еще одна истина: Бог постоянно предостерегает человечество. Он предостерегал Навуходоносора, а через него — и нас.

Навуходоносор во всеуслышание рассказал свою историю. Он признал, что научился поклоняться Богу. В его опыте есть несколько ценных уроков: мы видим, что гордость всегда неуместна, что высокомерные будут унижены и что Бог милостив. Бог постоянно предупреждает нас, чтобы мы не забывали этих уроков.

Один из самых больших камней преткновения, который может помешать нам правильно прославлять Бога, — гордость. “Погибели предшествует гордость” (см. Прит. 16:18). Иисус говорил: “Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится” (Мф. 23:12).

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻