Найти в Дзене

Стремление к чуду. Часть 2

Наблюдая за студентами младших и старших курсов во время лекции или давая им задание обсуждать то, что для является самым поразительным чудом - скажем, способность бездомной саламандры выживать в течение года без еды, или как температура тела спящей арктической белочки может упасть ниже нуля во время спячки - редко заметны очевидные следы волнения, которое должен ощущать человек, сталкиваюсь с такими необычными явлениями. Вместо этого можно наблюдать, как ученики пишут поспешные заметки, на случай того, что этот вопрос может быть на экзамене или смотрят на часы на стене или борются с тем, чтобы не заснуть и пытаются сосредоточиться. Этой тоски наблюдается меньше, когда студенты находятся на природе - больше вовлеченности и волнений, возможно, вызванных отчасти огромным удовольствием быть на улице и отчасти облегчением от постоянного потока информации, который льётся с лекций, упражнений по совместному обучению, назначенного чтения и тому подобного, не говоря уже о необходимых экзаме

Наблюдая за студентами младших и старших курсов во время лекции или давая им задание обсуждать то, что для является самым поразительным чудом - скажем, способность бездомной саламандры выживать в течение года без еды, или как температура тела спящей арктической белочки может упасть ниже нуля во время спячки - редко заметны очевидные следы волнения, которое должен ощущать человек, сталкиваюсь с такими необычными явлениями. Вместо этого можно наблюдать, как ученики пишут поспешные заметки, на случай того, что этот вопрос может быть на экзамене или смотрят на часы на стене или борются с тем, чтобы не заснуть и пытаются сосредоточиться. Этой тоски наблюдается меньше, когда студенты находятся на природе - больше вовлеченности и волнений, возможно, вызванных отчасти огромным удовольствием быть на улице и отчасти облегчением от постоянного потока информации, который льётся с лекций, упражнений по совместному обучению, назначенного чтения и тому подобного, не говоря уже о необходимых экзаменах и отчётах по лабораторным занятиям.

https://pixabay.com/get/52e4d1454255ac14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bd19f4ecd50_1280.jpg
https://pixabay.com/get/52e4d1454255ac14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bd19f4ecd50_1280.jpg

Возможно, чувство естественной замкнутости многих, кого тянет к науке, обманчиво. Их застенчивость перед лицом глубоких эмоций, неспособность выразить то, что мы чувствуем перед лицом сложности и красоты мира - тенденции, которые еще больше усиливаются нашим стремлением к количественному определению, стандартизации и формулированию, и образовательная система, которая в настоящее время делает акцент на измеряемые результаты обучения студентов и, кажется, ценит информацию больше, чем знания, а знания больше, чем мудрость. За рубежом, например, в стандартах обучения штата Нью-Йорк по программе "Живая среда" - стандартах, которыми руководствуются учащиеся средней школы в области биологических наук, - ничего не говорится о воспитании у учащихся эмоциональной реакции на великий праздник жизни. Чудо и чувство эстетики никогда не упоминаются, поскольку они не поддаются измерению.

https://pixabay.com/get/53e4dd404951b108f5d08460c62e357e113cdee74e5074417d2f7edc9648c7_1280.jpg
https://pixabay.com/get/53e4dd404951b108f5d08460c62e357e113cdee74e5074417d2f7edc9648c7_1280.jpg

Но как мы можем составить учебную программу по чудесам и красоте? Рейчел Карсон утверждает, что в "Чувстве чудес", есть вполне пригодная методика:

Для ребенка и для родителя, стремящегося направлять его, не так важно всё знать, как чувствовать. Если факты - это семена, которые впоследствии дают знания и мудрость, то эмоции и впечатления чувств - это плодородная почва, в которой должны расти семена. Годы раннего детства - это время для подготовки почвы. Как только эмоции пробуждаются - чувство прекрасного, волнение нового и неизвестного, чувство сочувствия, жалости, восхищения или любви - тогда мы желаем познать нашу эмоциональную реакцию. После того, как путь найден, он имеет непреходящий смысл. Гораздо важнее проложить путь для ребенка, чтобы он хотел знать, чем поставить его на диету из фактов, которые он не готов усвоить.

Карсон, несомненно, права, в том, что эмоциональная близость порождает стремление к знаниям, а факты, лишенные эмпирического контекста, мало что значат. И тем не менее. Я считаю, что факты - детали этого мира - являются неотъемлемой частью нашего понимания этого мира и стимулом для удивления.

-3

Мы не можем измерить или "оценить" чудо, и все же удивительно, что поддерживает интеллектуальное и художественное творчество, питает самые активные умы и порождает лучших профессионалов, независимо от того, в какой сфере они работают. Это чудо должно культивироваться учебниками и лекциями, лабораторными экспериментами и полевыми исследованиями, дискуссиями и докладами, творческими выступлениями и художественными произведениями, стажировками и независимыми исследованиями. В области биологии это должно происходить от развития богатого понимания эволюции и экологии, а также биологической формы и функции, но это лучше всего найти живой пример, когда вы делаете что-то непосредственно физическое, например, держать крошечного птенчика в руке прекрасным майским утро. Вы сможете восхититься его полноценностью и тем, как он вступает в жизнь, несмотря на свою уязвимость, перед тем, как аккуратно и мягко положить птенца в его гнездо и продолжить свой путь в прекрасный и расширяющийся день. И если это чудо найдет путь в ваш разум и сердце, то этот прекрасный опыт сделает менее черствым и безразличным, расцветет в вас и даст вам понять, что вы находитесь на вернем пути к получению образования и познанию чего-то жизненно важного и о жизни воробья, и о путях мира. И в этом пробуждении можно жить в мире, наполненном светом и захваченном красотой, в мире, в котором так много вещей сияющих очень ярко.