К XVII веку наконец подошёл к концу период, когда для Русского государства соседство с пустующей Азией представляло из себя скорее угрозу, чем преимущество. Когда последние среднеазиатские орды окончательно выдохлись и растеряли потенциал к захвату новых территорий, для европейского государства, которым являлось Русское царство, открылся огромный простор для колонизации. В то время как европейцам ради новых земель приходилось пересекать океаны, абсолютно пустые бескрайние просторы Приуралья и Сибири просто так лежали перед русскими — просто подойди да возьми. Этим Россия и будет заниматься на протяжении своей последующей истории.
Что уже было
К середине XVI века на обширных территориях Приуралья фактически раскинулся настоящий анкапистан, а именно владения купцов и промышленников Строгановых. Они просили у царя Ивана IV восточные земли в обмен на их развитие и охрану, а тот всегда соглашался — тогдашней России никаких бы сил не хватило осваивать абсолютно пустые регионы, а деловые люди чем-то полезным там занимаются, почему бы и нет.
Строгановы как могли осваивали новые земли — строили селения, остроги, варили соль, добывали и обрабатывали руду, от местных племён получали пушнину в качестве дани. Единственной проблемой сего сказочного края была нехватка рабочих рук — аборигены на производства особенно не спешили, а окромя них там никто особенно не жил. Вот и приходилось вопреки царским запретам использовать беглых крестьян и всяких лихих людей, благо царской руке до Урала было дотянуться сложновато, да и других дел хватало.
Стоит сказать, что восточной границы у Русского царства так то и не было — не с кем было граничить. Да, где-то за горами было какое-то Сибирское ханство, но назвать это государством было проблематично. На его огромных просторах жило от силы тысяч тридцать человек, все они кочевники, поэтому связь внутри ханства была слабовата и угрозы оно не представляло. Исчезнет оно и вовсе почти мгновенно, как будет описано ниже.
Ермак
В 70-х годах XVI века Строгановы дошли до Урала и уже получили царскую грамоту на освоение Тобола — реки на другой стороне Уральского хребта. Сибирские татары были этим не очень довольны и начали набегать на колонизаторов. Как раз в это время на службу к Строгановым поступают пятьсот сорок казаков во главе с Ермаком Тимофеевым и Иваном Кольцо. Известно о них следующее: Ермак — ветеран Ливонской войны, а Кольцо — приговорённый к смертной казни вор. Если чутка поменять декорации, то получится Вестерн. Даже татары есть в роли индейцев. Но это уже будет Истерн, но не суть.
540 вооружённых казаков по уральским меркам это целая рать, поэтому отряд Тимофеева тут же отправляют на другую сторону гор, разбираться с татарами. Ну или сами казаки отправились за зипунами, и такое может быть.
Походом за зипунами казаки называли поход за добычей. Грубо говоря, грабительский рейд.
1 сентября 1582 казаки отправились в поход на Восток, опередив царский запрет на эту авантюру. Шли на ладьях по рекам вдоль Урала, потом корабли перетащили через хребет и спускались вниз по Туре и Тоболе, попутно грабя местных. В конце октября Ермак разгромил войско хана Кучума и взял его столицу — Кашлык, или как его называли русские — «Сибирь». Город — слишком громкое название для Кашлыка — вероятнее всего это было простое зимнее поселение, что слово кашлык и значит.
Тем не менее, в Москву был отправлен атаман Кольцо с громогласной новостью — Сибирь взята! Царь вести обрадовался, какая-никакая победа в столь мрачный период. Кольцу было сказано «Малаца», выделено триста стрельцов и командир и карт-бланш на дальнейшее освоение.
В Сибири же дела шли не очень — связи с русскими не было, а татары так и шастают по лесам, кошмаря казаков. Триста стрельцов, отправленные из Москвы, полегли спустя несколько месяцев, ровно как и Кольцо с Ермаком. Произошло это в 1585 году, после чего казаки свернули колонизацию и ушли обратно за Урал, оставив после себя лишь пустую Тайгу — никаких государств в Сибири больше не было. Первая попытка колонизации провалилась
Великий колонизатор Годунов
Хотя завоевателем Сибири считают Ермака, вся его заслуга заключается в том, что он развалил единственное государственное образование по ту сторону Уральских гор — после захвата Кашлыка от Кучума сбежали все его вассалы и государства не стало.
Настоящим колонизатором Сибири нужно называть именно Бориса Годунова — способного царя, окончательно пришедшего к власти в середине 90-х годов. Именно он начал систематическое освоение новых территорий. Да, Строгановы основывали какие-то поселения, но в основном только для добычи ништяков вроде соли или руды. Воеводы же, каждый год отправлявшиеся на Восток, получали задачу заложить новый город или крепость, становившийся новым центром русского влияния в Сибири.
Тюмень, Пелымь, Тобольск, Мангазея, Томск — все эти города были основаны по приказу Годунова и тут же стали приносить прибыль — меха, которыми полнилась Сибирь, тогда были чем то вроде главного экспортного товара для России — прямо как нефть сегодня. Европейским элитам очень хотелось красоваться мехами, которых в Европе было маловато. Да что там — одним из атрибутов тогдашнего монарха была горностаевая мантия. А в России горностай — зверёк ценовой категории эконом класс. Ну как сегодня какой-нибудь мейзу. Русские предлагали европейцам куда более ценные меха — того же соболя.
О населении поговорить тоже стоит. Новые города требовалось кем то населять. Местные — не вариант, они в город сами не пойдут, а силой их туда тащить себе дороже. Приходилось искать добровольцев по всей Руси, заманивая освобождением от податей и прочими плюшками. Добровольцев всегда не хватало, поэтому начались принудительные наборы в поселенцы. Мало того, именно с этого времени пошла традиция ссылать преступников в Сибирь. Логика простая — при всём желании из Сибири сбежать просто некуда, поэтому придётся как-то осваиваться. Даже охранники не нужны, как удобно. Англичане потом так же эту фишку просекут и начнут ссылать зэков в колонии.
Особенностью русской колонизации будет её миролюбивость. В отличии от тех же испанцев, умело (хотя во многом случайно) геноцидивших местных индейцев, русские аборигенов не трогали. Всё, что от них требовалось — выплачивать ясак мехами — по тяжести это что то вроде платить налог песком в Сахаре. В православную веру обращали так же по-доброму: насильно никого не крестили, заманивали льготами. Мол, станешь в Христа верить, ясак требовать не будем. Даже сын Кучума, царевич Абулгар, крестился, за что получил кучу земель. Таки выгодно.
Такую веротерпимость можно объяснить памятью о монголах — те тоже местные религии не притесняли и было им от этого очень хорошо.