Не всегда любовь, признание и оценки профессионалов совпадают. Так бывает в любой профессиональной области, в том числе в кино. Да, случается, что режиссер любит в фильмах снимать конкретного актера и порой даже под него пишет роли. Но бывают и несовпадения. Рассмотрим на конкретном примере конкретного режиссера.
Кто был любимым актером Тарковского?
Думаете, любимым актером у режиссера, признаваемого одним из самых интеллектуальных в российском кино, был Александр Кайдановский? Ан нет, он снялся лишь в 1 его фильме – «Сталкере».
Тогда Анатолий Солоницын? Уже ближе: в 4,5 фильмах. Как так, откуда половина? 4 фильма сняты самим Тарковским («Зеркало», «Солярис», «Андрей Рублев» и «Сталкер») и в 1 картине Андрей Арсеньевич выступил художественным руководителем («Один шанс из тысячи»).
На 1 картину Солоницына обогнал Николай Гринько: 5,5 фильмов (4,5 – всё то же, что у Солоницына, плюс «Иваново детство»).
Итого Гринько вполне может быть признан любимым актером Тарковского. По крайней мере арифметически, по подсчету числа фильмов, где он снялся.
Впрочем, если оставить статистику и вспомнить об эмоциях, то любимым актером Тарковского часто называют все-таки Солоницына. Даже для своего самого 1-го фильма Тарковский, казалось бы, еще не «опробовавший» актера в роли, уже пробивал его участие. И он настаивал, когда историки спорили, что актер не очень похож на древнерусского художника.
Впрочем-2, Тарковский не менее трепетно относился и к актерам, которых нельзя назвать для него частыми. Например:
- весьма неформатно показал Маргариту Терехову и Алису Фрейндлих;
- довольно глубоко прописал роли для Олега Янковского и Донатаса Баниониса;
- вразрез с общественным мнением снял в главной роли Наталью Бондарчук (рискуя, что его обвинят в художественном заигрывании с ее отцом, на тот момент уже признанным авторитетом в мире кино).
А кто из актеров считал Тарковского СВОИМ режиссером?
Николай Бурляев. Конечно, практически все актеры, снимавшиеся у Тарковского, в то время или уже позже считают его своим учителем, замечательным режиссером и проч. Но с Бурляевым ситуация особая, можно сказать, вновь выходящая за пределы арифметики.
Сначала Николай снялся в «Ивановом детстве» (куда его порекомендовал Андрей, пардон – Андрон Кончаловский), а затем – в «Андрее Рублеве».
Сам Бурляев признавался, что в «Ивановом детстве» он играл большей частью не себя, а «самого Тарковского»: старался (наполовину сознательно, наполовину бессознательно) повторять его особенности мимики, интонаций, движений. И все равно юный артист остался собой недоволен, считая, что сыграл от силы 1/4 того, что мог бы сыграть.
Уже во взрослом возрасте в интервью «Искусству кино» актер вспоминал, что режиссер был с ним строг, практически как со взрослыми артистами, хотя и возился с ним долго на съемочной площадке. «"– Завтра ты должен будешь плакать перед камерой, – говорил он, – и не от лука, а по-настоящему". И я плакал».
Другому СМИ – «Факты» – Бурляев рассказал, что он понял особенность режиссера сразу и «влюбился в Тарковского с первого взгляда. Да-да! Это чувство пронес через всю жизнь».
В других фильмах Тарковского Бурляев не снимался, но всегда отслеживал их, в том числе после его вынужденной эмиграции. Так, он считает шедевром мирового кино «Жертвоприношение» и из современных режиссеров никого не стал бы ставить на один уровень с Тарковским.
п. с. Также читайте мой пост «Как Тарковский не поставил фильм о Достоевском».