Найти тему

Боеготовность пограничной заставы при СССР

Во времена Советского Союза в Пограничных войсках было одно незыблемое правило – неисправного оружия или техники на заставе быть не должно.

Особенно это касалось китайской и афганской границ. Причины, я думаю, разъяснять не надо. Драли за это беспощадно и со всем пролетарским старанием.

Нет, естественно, полностью соблюсти сие правило было просто технически невозможно.

Все имело свой срок службы и списать раньше положенного срока что то было практически нереально. Сами посудите – есть срок службы аккумуляторной батареи на автомашину. И есть реальные условия эксплуатации. При которых этот срок сокращался и намного. Вот и ставили машины под уклон, чтобы вразбежку, с толкача заводить.

Есть определенная наработка по пробегу на двигатели – но условия эксплуатации… На те же самые сработки норматив выхода был ТРИ минуты, то есть гоняли непрогретые двигатели и не один раз за сутки.

Вот и приходилось заменять те же самые вкладыши в условиях местных мастерских, у местных - в колхозах, МТС, автобазах. Естественно – не задаром. Но – выкручивались. Благо, ассортимент запчастей в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах был одинаков.

Понимая это, а так же то, что все - таки запчасти нормированы, в основном старались официально, по линии дежурной службы о неисправностях не докладывать, хотя начальники соответствующих служб были в курсе. Мы прикрывали их, они прикрывали нас, заставских. Без ущерба для боеготовности. Справлялись своими силами, по другому было просто нельзя.

Но иногда равнозначную замену найти не получалось.

Как вот в этом случае:

Лето 1988 года, при проверке оружия выясняется, что на пулемете Калашникова ПКМ, одном из трех на заставе, надломлен ударник.

Маленькая такая деталька, вставляется в затвор, и служит для накола капсюля патрона, то есть производства выстрела.

Вот ПКМ

ПКМ -фото с открытых источников
ПКМ -фото с открытых источников

Вот место расположения затвора

Фото с открытых источников
Фото с открытых источников

А это пулемет в разобранном виде

Фото с открытых источников
Фото с открытых источников

А вот и сам затворы и рядом с ним ударники.

Затворы ПКМ и ударники
Затворы ПКМ и ударники

Представляете размер этой детали.

А без нее -никак....

Тут уже деваться некуда – по линии дежурной службы докладываем Оперативному дежурному Отряда. В первой половине дня.

На заставе – минус один пулемет.

И что? После обеда гул винтов – летит Ми -8 с Отряда. Нас оповестили – встречаем.

Ми- 8 на Шагоне
Ми- 8 на Шагоне

Подсаживается на нашу взлетку, без выключения двигателей. Открывается дверь.

Я подбегаю к вертолету - в дверях начальник службы АТВ (вооружения) Отряда Иван Ильин. Что то в руках держит. Маленькое такое.

Подхожу к дверям – Привет –привет.

Он мне передает ударник к пулемету.

- Пока-пока!

Дверь закрывается и борт уходит обратно в Отряд.

Вот и все, вся операция.

Час полета Ми-8 по тем деньгам, если мне память не изменяет, стоил что- то около 800 рублей. Тех, еще советских. Плюс взлет-посадка – как час полета. Это мне друзья – бортолетчики рассказывали потом.

От Отряда до нас лету сорок пять минут. Вот и посчитайте – сколько стоил этот ударник с доставкой.

Но правило было железное – на заставе не должно быть неисправного вооружения и техники.

На том и стояли тогда.

Всем добра