Найти тему

Стремление к чуду. Часть 1

Существуют очевидные для людей вещи, например: базовые знания по специальности "Экология", которая включает в себя экологию, химию, геологию, статистику и поверхностное знание социальных наук; набор технических навыков, который готовит их к успешной конкуренции за рабочие места или возможности дальнейшего образования; эффективные навыки письменного и устного общения; умение критически мыслить по вопросам науки и окружающей среды.

Освоение использование этих знаний важны, но у нас всегда есть еще одна жизненно важная задача - способность удивляться. Чудо - это ответ миру на жизнь, который поддерживает интеллектуальное творчество и питает наши сердца и души. Карл Барт однажды описал теологию не иначе как "логику чудес", но эта же "логика"может погубить образование. Если мы сможем культивировать в себе способность к чудесам и если сможем пробудить ее в других, то мы сможем шагнуть в более захватывающий и волшебный мир. Живя в таком месте, мы получим особую благодать, в которой наши знакомые никогда не состарятся, всё плохое исчезнет, а наши знания будут неисчерпаемы.

https://pixabay.com/get/52e6d3474257aa14f6da8c7dda35367b1d37dee05454784c_1280.jpg
https://pixabay.com/get/52e6d3474257aa14f6da8c7dda35367b1d37dee05454784c_1280.jpg

Другими словами, в полной мере осознать и оценить нечто столь "обыденное", как птенец воробья, - это участвовать в сущности образовательного (или научного, или художественного) процесса. Этот голый, беспомощный пищащий воробей, только что вышедший из яйца: результат пятисот миллионов лет или результат длительной эволюции позвоночных в моей руке. Отрезок, кажущейся бесконечной спирали времени для него совсем иной, нежели для нас, в результате чего эта молодая птица вырастет быстрее, чем любой другой позвоночный, и, не более, чем через две недели выйдет в эфир.

Карьера учителей была бы успешной, если бы педагог последовательно предлагал каждому из своих учеников хотя бы одну возможность полностью и непосредственно столкнуться с чудом, и при этом знал и чувствовал, как интенсивно это меняет их в фундаментальном понимании и личном - пусть даже и несовершенном - пути. Такой опыт подогрел бы их интеллектуальное любопытство и помог бы им понять, как прекрасно и важно культивировать способность к удивлению. Прямое столкновение с чудом и включение его в свое сердце могло бы даже сделать учеников, изучающих естественные науки об окружающей среде, более склонными к занятиям, которые они обычно находят пугающими, такими как органическая химия и статистика, - в этих предметах есть красота, если бы только им было предоставлено пространство, в котором они могли бы это увидеть. Больше возможностей для удивления позволило бы им, как молодым ученым, более полно и компетентно познакомиться с жизнью во всем ее великолепии, энергии и красоте, а также с ее жестокостью и ужасом.

https://pixabay.com/get/57e4d4474255a914f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bd19045cc51_1280.jpg
https://pixabay.com/get/57e4d4474255a914f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bd19045cc51_1280.jpg

Возьмем, к примеру, феномен, который можно наблюдать в Снежных горах в Австралии - способ, которым кормовые муравьи объявляли об обнаружении гнезда коньков. Крохотный ручеек из муравьёв, следовавший в сторону птенцов, струйка, которая быстро становилась неизбежным потоком, который я хотела остановить, но не смогла, поток, который иногда тревожил мои мысли в течение нескольких дней. Дело в том, что меня укусили те же муравьи, и поэтому я могла понять боль и представить себе, как бы выглядела смерть этих молодых птиц. Единственным утешением в моем понимании было мое удивление, что австралийские коньки не исчезнут, перед лицом всего этого, в виде некоего коллективного трансцендентства, которое дает некоторую надежду всем и каждому в этом мире.

https://pixabay.com/get/54e3dd454c54a514f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bd1904acc5e_1280.jpg
https://pixabay.com/get/54e3dd454c54a514f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277bd1904acc5e_1280.jpg

Встречи с удивлением напомнили бы моим ученикам о том, какими они могут быть в детстве, даже в эти многообещающие цифровые времена - более склонными к благоговейному трепету, менее изнурёнными, более связанными сенсорным и висцеральным контактом с физическим миром. Писательница Рейчел Карсон понимала, насколько открыты дети для непосредственного опыта, насколько важна эта способность для их образования и благополучия - и как эта способность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом. В книге "Чувство чуда" Карсон она подробно описывала и наблюдала, как это происходит:

Мир ребенка свежий, новый и красивый, полный чудес и волнений. Наша беда в том, что для большинства из нас это ясное зрение, этот истинный инстинкт, умение видеть прекрасное, тускнеет и даже теряется еще до того, как мы достигнем совершеннолетия. Если бы я имела влияние на добрую фею, которая должна председательствовать на крещении всех детей, я хотел бы попросить, чтобы её подарок каждому ребенку в мире был чувством чуда, настолько неразрушимым, что оно продлилось бы всю жизнь, как неизменное противоядие против скуки и разочарований последних лет, бесплодного увлечения искусственными вещами, отчуждения от источников нашей силы.