Найти в Дзене

Ошибка выжившего. Или почему 95% бизнеса банкротятся

Оглавление

Более 95% бизнеса, "умирают" в первые 5 лет.

Давайте посмотрим на бизнес, с точки зрения "теории выжившего".

Что это значит?

Значит мы будем смотреть не на успех, а на неудачи.

Нас учат бизнесу, люди которые достигли в этом успеха. Мы во всем, ориентируемся на удачные бизнес кейсы.

Но если послушать интервью многих успешных бизнесменов, то они в большинстве своём, связывают свой успех с удачей! Прислушайтесь, каждый из них говорит: "мне повезло".

Да, безусловно, везет тому, кто везёт. Но всё же, их успех, это удача, а не грамотный расчет. Плюс кто-то после роста за счет удачи включил голову и организовал бизнес эффективно, оставшись в деле и закрепив успех. А кто-то прогорел, когда эффект от удачи иссяк и новая не пришла.

Я хочу, чтобы вы глубоко прочувствовали эту мысль. То, что мы ориентируемся и нас учат люди, которые достигли успеха за счёт удачи на старте. И понятное дело, что мы, пользуясь их советами, не сможем достичь того же успеха, потому что у нас всё будет по другому и той удачи, того шанса, тех возможностей, уже нет.

Успешных, всего 5%. Так не логичнее бы посмотреть на те 95% кто прогорел? Изучить причины провала и не допустить этих ошибок. Тогда и статистика выживаемости будет больше, и люди будут богаче, и безработицы будет меньше, и доверия к бизнесу больше, и экономика страны сильнее.

Тем более, что этих фатальных ошибок всего 3-6 штуки. Да, их так мало и они для всех одинаковы. Поэтому, чтобы достичь успеха в бизнесе, нужно просто не повторить эти пару ошибок.

Прежде чем читать статью дальше, подумайте сами, почему бизнесы терпят крах? Выпишите хотя-бы 3 причины и вы поймете, что их действительно пару штук, они всегда, для всех одинаковы, но мы упорно их не принимаем во внимание.

Итак, прекратите читать, определите, на ваш взгляд, 3-6 причин краха бизнеса.

Определили? Теперь давайте сравним.

​6 причин краха бизнеса:

​1. Не правильно выбран товар и определен спрос/рынок.

2. Финансовые ошибки.

3. Не умеют продавать.

4. Устал от нелюбимого дела

5. Плохой продукт

6. Нет команды

​Причем первые три причины, это основные и подходят для любого бизнеса, на любой стадии. 4, 5 и 6-ая, это уже больше про рост, масштабирование и долгожительство бизнеса.

Т.е. можно делать через силу, можно продавать плохой продукт, можно это делать одному или с неправильной командой, но долго такой бизнес точно не будет жить.

​ Теперь коротко пройдемся по этим причинам.

1. Не правильно выбран товар и определен спрос/рынок.

Согласитесь, глупо продавать лыжи в пустыне. Вы в любом случае "прогорите".

​Или, вы из маленького городка с низким уровнем жизни и решили продавать здесь какие-то элитные, дорогие вещи. Скорее всего вы прогорите.

​Или же, вы решили с наскоку зайти в высоко-конкурентный бизнес и отхватить часть "пирога". Например, открыть магазин с дешевыми продуктами питания, продавая то, что есть у "сетевиков". Вы даже при всем личном желании не сможете сделать такие низкие цены, как в "Магните" или "Пятерочке". Они за счет большого объема диктуют правила поставщикам. От невероятно низкой закупочной цены, до возврата всего не реализованного.

​Вам, с объемом в две коробки, ни кто не даст такие условия. Т.е. практические не возможно влезть в высоко-конкурентный рынок без больших инвестиции и грамотной стратегии.

​И это, становится первой причиной краха. Когда люди решают открыть какой-либо бизнес, просто потому что им так захотелось, они подумали что будет спрос или друг продаёт новую коллекцию "Гучи" по низкой цене. Грех не воспользоваться удачей и не завезти эту коллекцию в нашу "Дуневку".

​2. Финансовые ошибки.

​Если вы проанализировали рынок, спрос, продумали товарную матрицу и вроде бы всё сходится, вы можете обанкротится не зная финансовых аспектов.

Первое, это сама финансовая модель. Наиболее частая ошибка, - продавать слишком дешево или слишком дорого. В обоих случаях, у нас может просто не хватить оборота от продаж на содержание бизнеса.

Вторая, серьезная причина, это не умение контролировать расходы. Пошли продажи, стали набирать сотрудников, склад побольше, офис по ближе к центру, дорогой стол (я же босс успешного бизнеса) и не заметили, как ушли в минус. Возможности платить по счетам нет, долги платить не с чего - банкрот.

Третья, из основных причин, это закредитованность. Взяли кредит, думая что "щас попрёт", но всё оказалось не так просто и продаж еще нет, а кредит уже платить надо, плюс расходы, долги - банкрот. Или набирали кредиты, увеличивая расходы на их оплату, ну и дальше понятно что стало.

Умные дядьки, говорят что, соотношение кредит/свой капитал не должно превышать 2/1. То есть решили открыть своё кафе, посчитали что нужно 1,5 млн для старта, минимум 500 своих нужно вложить. И опять, же предусмотреть различные рисковые сценарии.

А Уорен Баффет, вообще доверяет компаниям, только с соотношением долг/капитал = 0,5/1.

Поэтому, всегда считайте, прежде чем начать дело. Простой подсчёт сохранит и ваши деньги, и время.

3. Не умеют продавать.

Справедливости ради, нужно отметить, что большинство бизнес тренеров, на успехах других, учат именно продавать. И это, очень важно для любого бизнеса. Плюс может повезти и вы, не учитывая риск первых двух пунктов, стартанете и закрепитесь за счёт больших продаж. Поэтому, продажи очень важны.

У вас всё в порядке с продуктом, рынок полупустой, расходов почти нет, кредитов нет, но и продаж нет! Почему?

Потому что, вы сидите и ждете когда к вам придут и купят. Думая: "ну все же знают, что я открылся и продаю такие качественные уги, по такой низкой цене."

Нет, продажи, это всегда большая активность, особенно на первых порах.

Продажи, это и реклама, и площадка (сайт, магазин, выставка и т.д.), и сама продажа, и допродажи и много чего еще.

Большие продажи, могут простить много разных ошибок. И финансовых, и управленческих, и низкое качество и т.д..

За счёт больших продаж вы сможете сделать хороший старт, закрепиться, и уже по ходу устранять все косяки, увеличивать эффективность бизнеса, оттачивая финансовую модель, строя команду, улучшая продукт и т.п.

Опять же, случая истории успеха, всех их объединяет одно, - они наткнулись на нишу, где спрос огромен, а предложения почти нет. В такой ситуации не нужно беспокоиться о продажах, нужно просто взять и сделать то, что от тебя ждут.

Это как поиск золота. Кто-то начинает это дело с нуля, покупая нужное оборудование и отправляясь на поиски золота, ставя всё на кон.

А кто-то случайно нашёл золотую жилу, и останется только выработать её. Тут шансов прогореть почти нет.

Далее, пойдут причины краха, которые присуще скорее работающим бизнесам, чем стартаппам.

​ 4. Устали от нелюбимого дела.

Это может быть усталость как в общем от ниши в которой работает ваш бизнес, так и усталость от конкретных задач (чаще всего операционных).

В первом случае, вы скорее всего, как-то случайно вошли в этот бизнес, например стали продавать посуду, так как брат работает на стекольной фабрике. И вроде неплохо начали, есть даже деньги, но уперлись в потолок и со временем вас охватывает депрессия и уныние от того, что занимаетесь не тем, что нравится.

Во втором случае, вам может нравится то, что вы занимаетесь посудой, но вас ужасно напрягает операционка, рутина. Вы хотите идти вперед, завоевывать новые рынки, развивать дилерскую сеть, а вместо этого, приходиться торчать на складе и копаться в бумагах.

То есть тут, правитель или воин по своей натуре, вынужден заниматься делами хранителя или мастера. Понятное дело, что долго идти против своей сути не получится.

Рецепт прост, либо нанимать сотрудников, роботов, либо брать партнера с противоположным архетипом, соматипом, который будет дополнять вас.

5. Плохой продукт.

Ну тут я думаю всё понятно. Если ты хочешь играть в долгую, то нельзя делать плохой продукт.

Еще важный момент, что нужно следить за стадией развития рынка.

Когда развалился СССР, в нашей стране зародился капиталистический рынок в первой своей стадии. То есть был сплошной спрос на все товары. И разметали всё подряд! Купил в Китае дешевых солнечных очков, и их в любой деревня расхватают как горячие пирожки.

В этой первой стадии, потребитель не разбирается ни в качестве, ни в ценах. Он берет всё, что ему предлагают, по любой цене.

Дальше наступает вторая стадия, когда уже начали появляться конкуренты, потребитель уже не хочет китайское "Г", он уже разбирается в моде и готов покупать дорогие качественные товары. И если вы не разглядели эту вторую стадию, и не успели переориентироваться, то скорее всего, вас ждет крах.

В следующих стадиях, рынок начинает делиться на крупных и мелких игроков. Середнячков не остается.

6. Нет команды.

Тяжело и невозможно расти одному. Так или иначе, вам придется собирать команду.

Лично моё мнение по данному вопросу, что все рутинные и операционные задачи, лучше заменить роботизированными, автоматическими или полуавтоматическими системами.

Чтобы рутину делали роботы. Это уберет человеческий фактор, снизит издержки, повысит качество и производительность.

На те места где человека не заменить, нужно искать тех кто подходит на это место.

Да, именно искать!

Мы можем неделями выбирать отель, в котором проведем пару дней, а на работу, возьмём первого пришедшего по объявлению с красиво описанным резюме.

Выбирая отель мы не особо будем доверять красивому описанию на сайте. Мы изучим кучу факторов от местоположения, до питания, проверим кучу отзывов, сравним десятки вариантов, посоветуемся с более опытными путешественниками или отдадим выбор отеля в руки профессионального тур оператора.

А собеседуя потенциального работника, почитаем им же красиво описанное резюме, послушаем какой он молодец и за пару минут примем решение. Потом, будем долго с ним мучатся.

Я думаю, эффективнее и дешевле, посвятить большее количество времени именно подбору сотрудника.

Сначала составить примерный портрет, кого мы хотим видеть на этом месте и какие качества важны. Потом, создать как можно больший поток резюме и уже из десятков, сотен вариантов, выбирать одного нужного нам.

Причем обращать в первую очередь нужно не столько на опыт, сколько на человеческие качества: дисциплинированность, порядочность, трудоспособность, лояльность и т.п..

И конечно же, учитывать психотип человека. Чтобы он, подходил под рабочие обязанности. Например, лучшие "продажники" - войны.

Вот основные, на мой взгляд вещи, которые нужно учитывать, при запуске и ведения бизнеса. Если у вас есть, что добавить, с удовольствием выслушаю вас. Пишите в комментариях.